Найти в Дзене
RBE Group

Конфликты в коллективе: как выявить, разрешить и предотвратить

Оглавление

Конфликты на работе — чаще правило, чем исключение. Независимо от того, где вы работаете, порой разногласия неизбежны.

Эксперты RBE Group расскажут, что такое конфликт и как его можно предотвратить, чтобы сохранить атмосферу взаимопонимания и успеха.

Источник: https://www.freepik.com/
Источник: https://www.freepik.com/

Что такое конфликт и почему он возникает

Конфликт — это столкновение разных мнений на один и тот же вопрос. Он проявляется в адекватной или в острой форме. Крики, оскорбления, непреклонные отказы, шантаж — лишь часть сигналов о том, что между участниками давно нарастало напряжение.

Причины возникновения условно разделяют на объективные и субъективные.

  • Объективные:

- неясное распределение поручений;

- неисполнение обязанностей;

- изменения или нововведения в компании;

- размытые формулировки задач;

- нехватка “рабочих рук”.

  • Субъективные:

- напряжение между сотрудниками;

- недостаток или отсутствие обратной связи.

Почему важно управлять конфликтами?

Если правильно направлять стороны, то конфликт несет пользу коллективу. Почему?

  1. Конфликт подчеркивает ту область, которой ранее уделялось недостаточно внимания. Иными словами, неоговоренные условия обретают более конкретную и понятную форму.
  2. Сотрудники "растут" в рамках коллектива. Представьте начальника, который из раза в раз отказывается принимать проект, но не объясняет почему. Подчиненные боятся, что снова допустят ошибку, злятся на то, что топчутся на одном месте и не понимают, что делать. На собрании эта тема поднимается и оказывается, что начальник боится быть слишком резким в правках, поэтому никак не комментирует работу. В итоге руководитель учится формировать обратную связь, а сотрудники настраиваются на активное взаимодействие с руководством.
  3. Напряжение сходит на нет. Когда стороны проговаривают все свои домыслы, часто оказывается, что разногласие возникло на пустом месте. Кто-то кого-то недопонял или понял неправильно, а чего-то и вовсе не знал. После разговора оппоненты понимают, что причин для претензий нет. Это вызывает облегчение.

Действуем на опережение: как предотвратить конфликт

Невозможно избавиться от конфликтов раз и навсегда. Но можно снизить риски их возникновения. Для этого:

  • Создайте комфортную для общения среду

На личном примере покажите, что к коллеге можно подойти с любым вопросом. Важно, чтобы сотрудники не боялись говорить друг с другом.

  • Детально обозначьте обязанности

Много стычек происходит из-за того, что люди перекладывают друг на друга ответственность. Исключите почву для таких ситуаций. Четко распределите, кто за какую задачу отвечает.

  • Организуйте тимбилдинги

Корпоративы, занятия спортом, творческие вечера. В интернете есть сотни идей для совместных мероприятий. На них раскрывается темперамент и характер как отдельного сотрудника, так и команды в целом.

Как распознать конфликт

Непривычная тишина или, наоборот, излишний шум и разговоры сигнализируют об изменении в общении между коллегами. Частое отсутствие на корпоративных встречах, прогулы и избегания контакта тоже говорят о том, что у работника накопилось много невысказанного негатива. Текучка кадров также является лакмусовой бумажкой нездорового коллектива.

Источник: https://www.freepik.com/
Источник: https://www.freepik.com/

Если конфликт уже произошел

Входить в конфликт нужно и важно. Если конфликтная ситуация уже произошла, то команда RBE Group рекомендует придерживаться следующего плана:

  1. Проанализируйте ситуацию. Ответьте на вопросы: что, где, когда, между кем.
  2. Выслушайте обе стороны. Лучше сделать это сначала по отдельности, а потом вместе за одним столом. Установите правила: не перебивать и не оскорблять друг друга.
  3. Выявите корень проблемы и приступите к поиску ее решений.
  4. Закрепите на бумаге или подробно проговорите условия примирения.

После конфликта: что делать?

  • Обсудите уроки, извлеченных из ситуации.
  • Организуйте мастер-классы и лекции по конфликтологии. На которых сотрудники вместе с руководством учатся слышать друг друга и давать обратную связь, снимают напряжение, учатся управлять эмоциями.

Ошибки при работе с конфликтами

  • Некоторые руководители или HR слишком рано берут на себя роль медиатора. Если стороны способны договориться сами, нужно дать им эту возможность.
  • Иногда один определенный сотрудник попадает сразу в несколько стычек. Решение — увольнение. Часто это бывает ошибкой. Например, новый работник пришел в коллектив и не знает локальных правил. Сразу задает вопросы, обсуждает проблемы прилюдно. Но такое поведение не означает невоспитанность, а лишь подсвечивает то, что в коллективе уже давно принято утаивать и манипулировать.
  • Если вы взяли на себя роль медиатора, откажитесь от гениальных советов из личного опыта. Направьте силы на поиск подходящего решения для конкретной ситуации. Даже когда кажется, что вы уже знаете идеальный выход, помните: вы не можете принимать решение за других. Пусть стороны сами ищут win-win результат для себя. Ваша задача — не управлять, а направлять.

Конфликты — естественная часть рабочего процесса. Их не стоит бояться и скрывать. В конфликты важно входить, решать и выходить из них с максимальной для обеих сторон выгодой.