Найти в Дзене
Первым делом самолёты

Як-152 нужен отечественный двигатель

В свете успешного завершения государственных совместных испытаний лёгкого учебно-тренировочного самолёта Як-152 в конце 2023 года, ПАО «Яковлев» приступает к следующему этапу развития проекта. Основные лётно-технические характеристики самолёта были подтверждены в ходе испытаний, что открывает новые перспективы для его усовершенствования.

Потенциальной заменой немецкого двигателя RED A03 на Як-152 становится турбовальный двигатель ВК-650В, изначально предназначенный для вертолётов Ка-226, «Ансат» и VRT-500. Эскизное проектирование адаптации этого двигателя к самолёту Як-152 уже выполнено, что отражает стремление к использованию отечественных разработок в авиационной сфере.

Процесс импортозамещения комплектующих для Як-152 приобретает новые грани, касаясь не только двигателя, но и воздушного винта и других деталей. Российские аналоги немецких комплектующих планируется использовать для улучшения качества и стабильности работы самолёта, а также с целью обеспечения безопасности полётов лётчиков Воздушно-космических сил России.

Генеральный директор «Яковлева» Андрей Богинский поделился с корреспондентом РИА Новости интересной информацией: в процессе сотрудничества с коллегами из ОДК была проведена эскизная работа по «привязке» двигателя ВК-650 к самолёту.

Однако, по словам Богинского, у ОДК приоритет – это двигатель для вертолёта, поэтому работа над этим двигателем для самолёта будет начата позднее. Это позволит сосредоточиться на неотложных задачах и внимательно проработать все аспекты интеграции двигателя.

При выборе отечественных аналогов для «Яковлева» важным критерием является сохранение уже достигнутых лётно-технических характеристик Як-152. Як-152 имеет максимальный взлётный вес 1480 кг, максимальную скорость 500 км/час, а крейсерскую 380 км/час. Высота полёта 4 км и дальность полёта 1500 км. Требуемый взлётный разбег 300 м.

Як-152 заруливает на стоянку
Як-152 заруливает на стоянку

Конструкторы компании также стремятся к обеспечению максимальной унификации размещения и геометрии капотной группы, что поможет сократить объём дополнительных испытаний. Благодаря этому подходу будет обеспечена более эффективная интеграция двигателя и повышение общей производительности самолёта.

Сочетание использования поршневого и реактивного самолётов, таких как Як-152 и Як-130 соответственно, в системе обучения курсантов Военно-космических сил считается наилучшим решением. Первоначальное обучение на поршневой машине позволяет получить базовые навыки, которые затем совершенствуются на реактивном учебно-боевом самолёте.

Як-152 заходит на посадку
Як-152 заходит на посадку

Реализация проекта гражданского учебно-тренировочного самолёта предполагает особое расположение курсанта и инструктора в нём – они будут находиться в ряд, плечом к плечу. Эта концепция напоминает типичное расположение на пассажирских воздушных судах, что делает процесс обучения более комфортным и эффективным.

Новый учебно-тренировочный самолёт, разрабатываемый на основе опыта создания Як-152, призван эффективно подготавливать пилотов гражданской авиации. Проект этого самолёта находится на начальной стадии разработки, но уже сейчас можно предположить, что он будет отличаться от своих предшественников.

Опыт ОКБ им. Яковлева в создании лёгких самолётов может быть применен в различных областях авиации. Этот опыт основан на разработке учебно-тренировочного и пассажирского четырёхместного самолёта Як-18Т, который успешно применяется уже многие годы.

Современные технологии и требования в области авиации постоянно развиваются, и опыт, накопленный ОКБ им. Яковлева, остаётся актуальным и ценным для создания новых аэронавигационных решений.

Кроме того, важно отметить, что лёгкие самолёты имеют широкий спектр применения, включая обучение пилотов, пассажирские перевозки, спортивные соревнования и другие задачи. Они являются неотъемлемой частью современной авиации и играют важную роль в различных сферах деятельности.