Когда в 2022 году представители бренда "Москвич" заявляли, что будут делать ставку на электрокары, сразу закрадывалась мысль - как же вы далеки от народа. Электрокроссовер Москвич 3Е преподносился, как будущее нашего автопрома. Однако желающих покупать машину за 4 миллиона рублей оказалось чрезвычайно мало. Забитая под завязку заводская площадка, невостребованных электричек, как бы намекала, что пора прекращать маяться дурью, а начать заниматься делами.
Первый звоночек, а точнее признание в ошибочной стратегии, прозвучал не сразу. Но продажи на уровне 100 электромобилей в месяц заставили руководство автозавода, что то заподозрить. Глава КамАЗа Сергей Когогин в 2023 году признался, что продажи электрического «Москвича 3е» "не оправдали ожиданий".
При этом, Когогин заявил, что как только государство будет давать субсидию на покупку электрокаров, то продажи тут же взмоют до невиданных высот. Однако и с субсидией от государства до 925 тысяч рублей, желающих покупать Москвич 3Е не прибавилось. Мало того, пошла масса негативных отзывов о проданных машинах, особенно в зимний период.
Но руководители Москвича в своем электробесии не остановились. С упорством маньяков они продолжали гнуть свою линию. Если раньше продажам якобы мешала высокая цена, потом отсутствие субсидий, то теперь они признались, что модель просто не та. Была бы другая электричка, то продажи бы просто рвали рынок. Поэтому появилась новая мантра, вот сейчас запустим электрический АТОМ и продажи точно пойдут. На этот раз россияне массово бросятся скупать электрический автомобиль, расталкивая друг друга локтями, в очередях за машиной.
Однако время розовых пони, электрокаров и единорогов прошло. И руководство "Москвича", в какой то момент должно было вернуться в реальность. Правда на осознание очевидных вещей ушло несколько лет, но это к счастью произошло. Один из руководителей автозавода, наконец-то, начал говорить здравые вещи.
В перспективе на 2026 год мы думаем о локализации двигателя и коробки передач, что является наиболее дорогим, сложным и ключевым моментом в стратегии импортозамещения. Возможно, имеет смысл строить завод по производству двигателей...
- коммерческий директор автозавода Москвич Максим Златокрылец
Хоть кто то в руководстве Москвича понимает, что нужно массовому покупателю. А то ведь электроутопичные проекты, кроме раздражения уже ничего не вызывают.
Кстати, раскрою вам большой секрет. Новый завод по производству 1.8 литровых бензиновых и дизельных двигателей на АЗЛК начали строить еще в конце 80-ых. К 1991 году готовность завода составляла 90%, уже даже завезли оборудование. Были и готовые модели двигателей для производства. Но распад СССР привел к заморозке проекта. А потом все оборудование с недостроенного завода просто распили на металлолом. Хотя образцы этих моторов можно найти и сейчас.
В конце 80-ых на "Москвиче" были разработаны, и даже сделаны небольшой серией, три двигателя. Бензиновый 1.8-литровый АЗЛК-21414 мощностью 95 л.с. (8 клапанов). Дизельный АЗЛК-21423 объёмом 1.9 литра. Еще один дизель АЗЛК-21413 объемом 1.8 с турбонаддувом. Предполагалось, что со временем двигатели получат 16-клапанные версии. Массовое производство должно было стартовать, как раз на новом моторном заводе, который так и не открылся.
Что тогда, что теперь, понятно, оптимальный вариант для надежного массового автомобиля, это 1.8 литровый атмосферник. Кстати, на АвтоВАЗе к этому пониманию пришли только через несколько десятилетий, выпустив на рынок Лада Веста 1.8 л.
Хочется верить, что в этот раз все получится. Ведь без ДВС никакого автопрома в нашей стране не будет. Электрички никогда массовыми не станут, по крайней мере в России.