Что происходит с организмом, когда сосуды забиваются, и кровь движется еле-еле? Вопрос риторический. А что будет с экономикой, если по ее кровеносной системе - железным дорогам - грузы ходят с трудом? Мало товар произвести и продать, его банально надо доставить до заказчика, и бизнес теряет смысл, если есть проблемы с перевозкой грузов. Сталевары, угольщики, производители удобрений, химии, сельхозпредприятия - все завязаны на ж/д перевозки. И тут у нас серьёзные проблемы
❓Что случилось?
1⃣ Проблема 1. Погрузка на сети РЖД в 1П2024 года сократилась на 3,4% до 697,7 млн тонн. Какие-то жалкие пару процентов, - возможно, скажете вы. В масштабах экономики это очень и очень значительно - отвечу я. Причем ситуация стремительно ухудшается: в июле падение достигло уже -5,6%
2⃣ Проблема 2. Дефицит и профицит вагонов. Как такое может быть? У нас 220 тысяч (!) лишних вагонов, которые буквально разбросаны по ж/д путям по всей стране: они стоят даже на пассажирских линиях, мешая проходу поездов и грузов. В то же время у некоторых операторов наблюдается дефицит вагонов из-за возросшей оборачиваемости - времени между одной погрузкой и следующей. Чем выше срок оборачиваемости, тем дольше вагон везет груз. В 1П2024 оборачиваемость вагонов стала худшей за 14 лет, достигнув 20 суток.
❌ Представьте, что кому-то нужны курьеры, чтобы доставить еду, а других тысячи курьеров просто создают человеческие пробки. И ждёте вы свои роллы / пиццу по 3 часа. Вот и получается, что из-за долгой оборачиваемости вагонов кому-то не хватает, а заброшенные тысячи вагонов других операторов стоят на путях и мешают всем остальным. Для понимания абсурда по некоторым направлениям заказчики могут месяцами ждать подачи поезда; а с соседней станции в 14 км от заказчика вагон может идти 3-4 недели. Это как если бы таксист до вас ехал полдня из соседнего двора
🆘 И что с этого?
📉 За 1П2024 погрузка угля упала на -5,5%; строительных грузов на -12,8%; нефти на -1,1%; цветной руды на -7,7%, лома черных металлов на -12% и т.д. Хотя зерна, контейнерных грузов и удобрений перевозить стали больше. Но именно уголь - это главный груз российских железных дорог, на него приходится треть грузооборота - и здесь мы видим проблемы.
📉 На отрасли железнодорожных перевозок также негативно сказывается рост ключевой ставки, поскольку операторы берут вагоны в лизинг. В Infoline ожидают снижения маржинальности операторов с 20% до ~15%, это звоночек для инвесторов в $GLTR, например. Ну и угольщикам точно будет невесело, особенно в свете новых санкций. $MTLR вновь балансирует на грани банкротства, ухудшаются дела у $RASP - и важную роль в этой динамике играет тяжелая ситуация с грузами на железных дорогах
👉 Forbes пишет, что грузовые потоки активно перераспределяются на другие каналы, в первую очередь - автотранспорт. ГК «Альфа-Лизинг» подсчитала, сегодня уже около 65% внутренних грузоперевозок осуществляется автомобильным транспортом. Грузы, которые на автомобилях доставляются на расстояние, например, в 650 км за 12 часов, по железнодорожным магистралям едут примерно семь суток. И интересно подумать, кто от этого может выиграть.
👍 если было полезно и пишите свои мысли в комментарии
Подписывайтесь на мой канал в Дзене и в телеграм https://t.me/thefinexpert. Здесь больше интересных статей!