Найти тему
GOOD CRAFT

Подросток режет себя. Самоповреждения. Селфхарм

Селфхарм (англ. Self-harm — самоповреждение).

Самоповреждение представляет собой сознательное нанесение вреда собственному телу по внутренним мотивам, не связанных (как правило) с намерениями совершить самоубийство.

Самоповреждающее поведение можно наблюдать среди людей различного возраста и социального статуса. Наиболее часто оно встречается у подростков и молодежи в возрасте от 10 до 24 лет. У девушек пик подобного поведения приходится на возраст 13–16 лет, а у юношей — на 12–18 лет.

Наиболее распространенные виды самоповреждения включают:

- удары по голове или лицу;

- выдергивание волос и ресниц;

- укусы рук и других частей тела;

- прокалывание кожи иглами и другими острыми предметами;

- щипание;

- прижигание тела зажигалкой, спичкой или сигаретой;

- расцарапывание кожи (с помощью ногтей, скрепок, циркуля или других подручных предметов);

- порезы на животе, под грудью, руках или ногах.

-2

Наиболее частые причины такого поведения включают:

- ощущение внутренней пустоты и эмоциональной утраты, когда боль помогает чувствовать себя живым;

- стремление справиться с депрессией или тревогой;

- перевод душевной боли в физическую, что временами позволяет снизить эмоциональные страдания — депрессию, вину, тревогу, стресс, мучительные воспоминания;

- выход агрессии, злости и раздражения, которые из-за страха или неумения управлять эмоциями направляются внутрь;

- предотвращение суицидальных попыток;

- самонаказание, особенно у тех, кто в детстве подвергался насилию в семье;

- создание групповой идентичности и коммуникации с другими членами группы, например, для становления частью компании сверстников, где практикуется самоповреждение;

- привлечение внимания к своим проблемам, удовлетворение потребностей, которые подросток не может озвучить напрямую или которые игнорируются окружающими.
Такие самоповреждения демонстративны и часто осуществляются на видных местах, чтобы другие их заметили.

-3

Признаки самоповреждающего поведения:

Внимание нужно обратить на повреждения в местах, где трудно случайно пораниться – на запястьях, бедрах, животе или под грудью.

Подросток постоянно скрывает руки и ноги под одеждой или украшениями даже в жару, чтобы спрятать шрамы.

Ребенок много времени проводит один в ванной или в своей комнате и не позволяет родителям войти, становясь агрессивным при попытке вторжения.

Подросток начинает уделять еще больше времени интернету, особенно посещая сообщества, где обсуждаются темы самоповреждений.

Обнаружение кровавых пятен на одежде, постельном белье и полотенцах. Внезапное желание ребенка стирать свою одежду самостоятельно.

Отказ ребенка от участия в спортивных мероприятиях, чтобы избежать переодевания перед другими.

Исчезновение из дома предметов, которые могут быть использованы для самоповреждений или их последствий: бритвы, ножи, пластыри и бинты.

-4

Самоповреждающее поведение является сигналом о глубоких эмоциональных и психологических проблемах, которые могут оставаться невидимыми для окружающих. Желание причинить себе боль зачастую сводится к попыткам контролировать ситуацию, когда человек чувствует себя беспомощным или переполненным эмоциями, с которыми не может справиться. Важно понимать, что такие действия не всегда направлены на привлечение внимания — для многие из тех, кто наносит себе увечья, это является единственным способом справиться с внутренним хаосом и переполненностью негативными переживаниями.

Психологическая помощь и поддержка необходимы людям, склонным к самоповреждениям. Родители, педагоги и друзья должны обращать внимание на ранние признаки и реагировать на них с пониманием и сочувствием. Крайне важно, чтобы подросток знал, что рядом есть те, кто готов выслушать и оказать помощь, не осуждая и не критикуя. Психотерапевтические методы, такие как когнитивно-поведенческая терапия, могут быть полезными для выявления и преодоления причин самоповреждений, а также для обучения альтернативным способам управления стрессом и эмоциями.

Социальная поддержка играет ключевую роль в борьбе с самоповреждающим поведением. Учителя, социальные работники должны быть осведомлены о признаках самоповреждений и способах оказания первой помощи. Создание безопасной и поддерживающей среды, где человек может говорить о своих проблемах без страха осуждения, способствует снижению частоты самоповреждений и улучшает общее психическое состояние.

Самоповреждения — это сложный и многослойный феномен, требующий внимательного и комплексного подхода. Борьба с этим поведением предусматривает как непосредственную помощь пострадавшим, так и работу с окружением — семьей, школой и сообществом. Своевременное вмешательство и долгосрочная поддержка способны не только уменьшить частоту самоповреждений, но и улучшить качество жизни человека, страдающего от этого расстройства.