Найти тему

Китайский автопром: краткая история

Презентация одного из китайских автомобилей
Презентация одного из китайских автомобилей

Приветствуем всех читателей! Этой статьей мы завершаем цикл публикаций про историю автопрома стран Восточной Азии: Японии, Кореи и Китая. Затем, подводя итоги, попробуем найти что-то общее между народами этих стран, попытаемся понять, почему именно эти страны стали мировыми лидерами автостроения.

Годом рождения китайского автопрома принято считать 1953-й, когда заработал «Автомобильный завод №1», начавший выпуск упрощенных советских грузовиков ЗИС-150. Позже возникли другие предприятия, освоившие выпуск ГАЗ-51, ГАЗ-69, ЗИС-157 и даже Волги ГАЗ-21. Вообще, советская помощь в истории становления китайского автопрома сыграла главную роль. Правда, в начале 1960-х годов наши отношения испортились. Китайцы стали пытаться развиваться самостоятельно, модернизируя советские автомобили 50-х годов, а также чешские «Шкоды» и румынские «Романы». Выпускались в основном грузовики, более нужные для социалистического строительства, а легковые автомобили, которые считались буржуазной роскошью, практически не делали. Улицы китайских городов были заполнены преимущественно велосипедистами. Официально частное владение автомобилем было разрешено властями КНР только в 2000 году. До этого легковые и грузовые автомобили могли приобретать только «данвеи», рабочие артели, затем передавая их своим членам.

Все начало меняться, начиная с 1978 года, когда страна взяла курс на рыночную экономику, и вскоре в практически закрытую прежде державу хлынули западные инвесторы. Развитие автомобильной промышленности было признано перспективным направлением. Первым в Китае открыл свой завод Фольксваген, затем и другие европейские, а также американские и японские автопроизводители стали осваивать крупноузловую сборку автомобилей в Китае из уже готовых частей. В 1994 году правительство КНР разработало 10-летнюю программу развития автопрома. Пошлина на ввоз импортных автомобилей теперь достигла 80% а также регулировалась доля зарубежных партнеров в совместных предприятиях – не более 50% (за исключением производства деталей и комплектующих). Создание благоприятных условий для развития автомобильной отрасли помогло привлечь к сотрудничеству с Китаем крупнейших мировых автоконцернов: Toyota, GM, BMW, Ford и другие. На базе оборонных предприятий и государственных заводов возникли компании Chery, BYD, Great Wall, Geely и другие, которые получали налоговые льготы, что делало территорию Китая очень привлекательной для производства комплектующих и сборки автомобилей.

Китайцы производили в основном копии зарубежных моделей, понемногу пытаясь выйти на зарубежные рынки. При этом они создавали и собственные бренды и модели. Однако качество китайских автомобилей всё ещё не удовлетворяло покупателей. Китайские производители начали учиться. Они провели реформу своего автопрома, внедрили современные технологии и привлекли иностранных специалистов. И результат не заставил себя ждать.

Начиная с нулевых годов, был сделан гигантский скачок как в техническом оснащении автомобилей из Поднебесной, так и в их качестве. Если раньше можно было услышать обидные слова типа «китайское барахло» или «китайская подделка», то сейчас так уже давно не говорят. Сегодня каждый третий, выпущенный в мире автомобиль – китайский. Автопроизводителей в Китае огромное количество – больше сотни, больших и малых, государственных и частных, широко известных и не очень. Количество моделей автомобилей тоже не поддается исчислению.

Интересны названия китайских марок автомобилей, особенно тех, которые корнями уходят в 50-е годы 20-го века. Тогда журналисты, понимая, что для слуха наших людей китайские названия воспринимаются плохо, старательно переводили их на русский язык. Получалось «Скачок вперед», «Победа над Британией», «Оседлавший ветер», «Богатая жатва». Сейчас названия стараются произносить как есть, по-китайски, но мало кто знает, как это переводится. Вот несколько примеров: Dongfeng - «восточный ветер», Geely – «счастье», Chery - «особое благоденствие», Omoda – «новая мода», Changan - «долговременный порядок», Hongqi – «красное знамя». Вот такие у них машины.

Читайте также в нашем блоге:

Плюсы и минусы владения автомобилем в крупном городе

Самые красивые автотрассы в России

Какие автомобили предпочитают в разных регионах России

-5

Авто
5,66 млн интересуются