«Там, где есть дорога, там есть жизнь». Так сказал президент России В.В. Путин в ходе беседы со строителями автомобильной трассы «Таврида» в Крыму. Эта древняя мудрость особенно актуальна для нашей огромной страны с ее колоссальными расстояниями. Наличие дороги стимулирует развитие экономики, культуры, социальной сферы и множества других аспектов жизни. Возможность перемещения всегда была одним из важнейших показателей «качества жизни» каждого человека.
Сегодня мы расскажем о некоторых автомобильных трассах с точки зрения их красоты, живописности. Попробуем составить свой ТОП-5. Понятно, что в России красивых дорог великое множество, у каждого, кто часто путешествует на автомобиле, есть свое мнение на этот счет. Каждая из дорог уникальна и красива по-своему. Но мы расскажем о тех трассах, которые, во-первых, действительно живописны, а во-вторых имеют определенное историческое значение и только им присущие особенности.
Чуйский тракт
Это древнейший путь из Сибири в Азию. Он проходит по одному из ответвлений Великого Шелкового Пути из Китая в Западную Азию и Европу. Современный Чуйский тракт начинается от Новосибирска, проходит через Бийск, Горно-Алтайск и заканчивается у границы с Монголией в селе Ташанты. Общая протяженность – чуть меньше 1000 км. Растущий товарообмен между Россией и Монголией стимулировал обустройство тракта сначала до колесной дороги в конце 19-го века, а затем, в 1935 году сдали в эксплуатацию автомобильную трассу. В 2014 году журнал National Geographic включил Чуйский тракт в список десяти самых красивых автодорог мира. Чуйский тракт — одна из немногих дорог мира, которым посвящён музей, расположенный в городе Бийске.
Чуйский тракт объединяет в себе четыре климатических пояса, начиная от лесостепи, заканчивая высокогорной каменистой пустыней, которые можно посмотреть за один день. Особенно красив тракт в области Горного Алтая — сложный рельеф, особенно после Бийска, много спусков и подъемов с поворотами. А вдоль тракта потрясающей красоты пейзажи, горные вершины, поросшие лесом, а кое-где и с шапками снега, леса, перемежающиеся со степью, реки и озера. И вдоль всей этой красоты петляет полотно дороги. При этом здесь хороший асфальт, дорога двухполосная и регулярно реконструируются отдельные участки.
Колымский тракт
Это дорога федерального значения от Якутска до Магадана протяженностью около 2000 км. В некоторых источниках трасса еще называется «Дорога жизни» или «Дорога на костях». Дорога строилась в 1930-1950-е годы в основном силами заключенных и преимущественно с использованием ручного труда. В стране в 30-х годах был взят курс на ускоренную индустриализацию, поэтому позарез нужно было золото для закупки оборудования. А Колымская земля богата драгоценными металлами. И сейчас Колымский тракт проходит через множество заброшенных поселков-призраков золотодобытчиков. Во многих местах встречаются памятники, посвященные ГУЛАГу, погибшим на тракте водителям и раскуроченные автомобили.
Дорога по большей части грунтовая, только за пару километров до и после малочисленных жилых населенных пунктов положен асфальт. Делается это для защиты от пыли, поднимаемой автомобилями летом. Зимний период здесь длится большую часть года, поэтому трасса обычно напоминает простой зимник. А вокруг величественные пейзажи, горы с заснеженными вершинами, непролазная тайга или лесотундра, мало тронутые человеческой деятельностью.
Федеральная трасса Р-21 «Кола»
Трасса берет свое начало в Санкт-Петербурге, проходит через Карелию, далее в Мурманск, Печенгу и заканчивается у границы с Норвегией. Протяженность ее более 1500 км. Это самая северная в мире скоростная автомобильная дорога. Еще ее называют "Путь к северному сиянию", это самый короткий путь в Заполярье и к Северному Ледовитому океану из Европейской части России. Строилась эта дорога в очень сложных условиях более 20 лет, закончена была только в 1984 году.
Дорога идет через фантастическую красоту карельских лесов, озер и болот. По обеим сторонам трассы лежат гигантские валуны, оставленные отступившим когда-то обледенением. Далее на север леса постепенно сменяются редколесьем лесотундры и кустарниками тундры. Вдали просматриваются величественные вершины Хибин. Заканчивается трасса у дышащего холодной свежестью Ледовитого Океана.
Серовский тракт
Еще 35–40 лет назад промышленный север Свердловской области не имел автомобильной дороги, связывающей его со столицей региона, на тот момент еще Свердловском. Сообщение осуществлялось только железнодорожным транспортом, что было не всегда удобно и рентабельно. Нормально проехать на автомобиле можно было только из Свердловска до Нижнего Тагила. Идею построить Серовский тракт выдвинул Борис Ельцин, который на тот момент являлся первым секретарем Свердловского обкома КПСС. Решение было принято в 1973 году, а в 1975-м приступили к строительным работам. Трасса протянулась на 345 километров, строили ее методом народной стройки. И только в 1985 году, наконец, открылось сквозное движение до Серова.
Сам тракт очень живописен, дорога то поднимается в гору, то следует затяжной спуск, пронизывая потрясающей красоты уральскую тайгу. То тут, то там проглядывают горы. На участке от Екатеринбурга до Нижнего Тагила по 2-3 полосы в каждом направлении с разделительной полосой. Причем на большей части разделительная полоса – это тайга. Едешь, не видя встречных машин, расстояние между встречными направлениями очень большое, в районе Новоуральска вообще достигает двух километров. Есть и идеально прямые и ровные участки.
Трасса А-147 Краснодар — Сочи
Одной из самых красивых дорог Западного Кавказа считается трасса А-147. Маршрут соединяет дорогу до Краснодара М-4 Дон с городами до границы с Абхазией. Протяженность трассы более 200 км. Дорога строилась частями еще с начала 20-го века, многократно реконструировалась и продолжает совершенствоваться. По этой дороге едут на Черноморские курорты многочисленные отдыхающие, поэтому в сезон идет очень большой поток. Большая часть пути проходит вдоль Черноморского побережья, в том числе по самому высоко расположенному от земли мосту в России. Дорога буквально зажата между горами и прибрежной полосой. В силу сложности рельефа, трасса очень извилиста, так называемый серпантин.
Несмотря на сложность прохождения этой трассы, нельзя не восхититься необычайной южной красотой окружающих видов. С одной стороны величавые горы, иногда буквально нависающие над головой. А с другой стороны лазурное море, поблескивающее солнечными лучами. И экзотическая южная природа, манящая и располагающая к спокойствию.
А какие трассы России Вы считаете самыми живописными? Пишите в комментариях, размещайте фотки.
Читайте также в нашем блоге:
Зачем реставрировать старые автомобили
Городской транспорт для людей с ограниченными возможностями
АМО-Ф-15. К 100-летию первого советского автомобиля.