Россия – страна большая. 11 часовых поясов, если в Москве 3 часа дня, то в Калининграде всего 2 часа, а в Петропавловске-Камчатском уже полночь. Согласно известному анекдоту, нигде порядка нет. Климат везде разный, поясов много, на любой вкус – от арктического до субтропического. Говорят тоже везде по-разному, где-то коротко, где-то растягивая, где-то окают, где-то акают, есть специфические словечки для разных регионов, не всегда гость сможет понять, о чем говорят “местные”. Можно заметить и разность привычек, традиций, манеры держаться.
Особенно внимательный наблюдатель, очутившись в другом регионе, подметит еще одно отличие – автомобили разные. Даже приехав, например, в соседний областной центр, километров за двести, уже можно почувствовать разницу. Вроде и расстояние небольшое, климатические условия примерно одинаковые, люди такие же, говорят так же, как и дома. А различие в автопарке, пусть небольшое, но есть. Те модели, которых в родном городе полно, тут почему-то встречаются редко. И наоборот, много тех, которые дома сойдут за экзотику. Даже в пределах одной марки автомобилей, дома популярны одни модели, а здесь совсем другие. И даже цветовая гамма тоже может быть разной. Что уж говорить, если житель, скажем, Калининграда, приедет во Владивосток. Скорее всего, он поначалу будет в шоке, ни одного знакомого автомобиля! «Да это не Россия, это Япония», — подумает калининградец. И если вдруг, спустя несколько часов, он увидит модель, которых дома на каждом шагу тысячи, то явно обрадуется, как будто встретил старого знакомого.
Раньше советский автопром не слишком баловал автолюбителей большим разнообразием моделей, поэтому автопарки разных городов и регионов были примерно одинаковы – ВАЗ, ГАЗ, Москвич, УАЗ. Где-то было больше одних, где-то других, но разницы особой не было. Затем, когда в страну хлынули иномарки, сначала в основном подержанные, затем и новые, стал постепенно формироваться собственный автомобильный облик каждого конкретного региона.
Причин, влияющих на автомобильные предпочтения жителей разных регионов России, множество.
Географический фактор. Близость к автопроизводителям.
Географическое положение региона играет важную роль в формировании автомобильных приоритетов его жителей. Например, еще с конца 1980-х годов через дальневосточные порты стали поступать подержанные праворульные автомобили из Японии. Оказалось, что по соотношению «цена-качество» они не имеют себе равных по сравнению с отечественными, европейскими или американскими машинами, как новыми, так и подержанными. Постепенно японки заполнили улицы и дороги Дальнего Востока, чуть в меньшей степени Сибири, своеобразным водоразделом стал Урал. И если сейчас, например выехать из Москвы на восток, можно проследить определенную закономерность. В Европейской части страны праворульных японок почти нет, на Урале они уже начинают встречаться, но не часто. Продвигаясь все далее, в Сибирь праворульные машины начинают составлять уже весьма значительную часть автопарка, ну а прибыв во Владивосток, оказываешься в царстве правого руля, количество японок близко к 100%. Даже полицейские машины одно время закупались с правым рулем.
Другой пример. Наибольший процент автомобилей Лада зафиксирован в Тольятти, понятно почему. Также большая доля тольяттинских машин присутствует в Поволжье, на Урале, в Центральной России. А наибольшее количество владельцев УАЗов – в Ульяновске. То есть, получается, чем ближе находится автопроизводитель, тем больше владельцев его продукции.
Климатический фактор.
Россия – страна северная, 65% территории находится в зоне вечной мерзлоты. Поэтому жители северных регионов выбирают автомобили, которые не подведут в трудной ситуации. Сломаться ночью где-нибудь на малопроезжей трассе при температуре минус 40-50 градусов – верная смерть. Следовательно, нужна надежная машина с хорошим отопителем. Кроме того, принимается во внимание качество дорог, да и вообще их наличие. Отсюда следует, что желателен автомобиль с полным приводом. Если взять статистику по автомобилям например по Якутии, то тут лидируют опять же надежные праворульные японки, в основном марки Тойота.
Фактор уровня доходов населения.
Автопарк городов напрямую зависит и от уровня доходов его жителей. Например, Москва – город богатых людей и автовладельцы предпочитают недешевые немецкие автомобили Ауди, Фольксваген, Мерседес и другие. Недалеко ушел и Санкт-Петербург. Дорогие машины покупают жители нефте-газоносных ХМАО и ЯНАО. Чем город меньше и чем меньше уровень доходов населения, тем автопарк все больше склоняется в сторону бюджетных моделей, больше отечественных и подержанных машин.
Особенности местного менталитета.
Общеизвестна любовь дагестанцев к автомобилям Лада Приора. Вообще-то это характерно для большинства республик Северного Кавказа, но именно дагестанцы сразу приходят на ум при упоминании этой модели. Отличительной особенностью «дагестанской» Приоры является низкая посадка и обязательно белый или черный цвет. Объяснение данной привязанности довольно тривиально. Этот регион отличается самыми высокими демографическими показателями в России, а крупных производств нет. Получается большой процент молодежи, безработица, низкие доходы местных жителей. А кавказская молодежь всегда имела желание выглядеть в глазах других лучше, чем есть на самом деле. В Дагестане Приора прижилась и полюбилась в первую очередь за низкую стоимость и простоту обслуживания, а также за хорошую ликвидность. Считается, что лучше купить новую отечественную машину, чем за те же деньги подержанную иномарку. С точки зрения местных жителей Приора очень красива, к тому же обладает хорошими ходовыми качествами. А заниженный клиренс – это просто дань моде. Сейчас Приора уже несколько лет как снята с производства, какая модель займет ее место в сердцах молодых дагестанцев пока непонятно. Веста дороговата, а Гранта считается машиной для пожилых. Посмотрим.
Вообще, автомобильные предпочтения разных регионов России – тема для глубокого исследования. Кто-нибудь обязательно напишет более основательный труд, выведет некую закономерность, исходя из характера, пристрастий, менталитета жителей каждого региона. Кроме того, интересно проследить изменение во времени, тяжелые 90-е годы, тучные нулевые, наше время, до СВО и после, картина всегда разная. Счастливой дороги!
Читайте также в нашем блоге:
Мини-КАСКО. Поговорим о необходимости данной процедуры
АМО-Ф-15. К 100-летию первого советского автомобиля.