Июль 2024 года на российском автомобильном рынке продолжил демонстрировать позитивную динамику, укрепляя тенденции, наметившиеся в начале года. Продажи новых легковых автомобилей достигли отметки в 136 221 единиц, что на 42,4% больше, чем годом ранее, и на 9,5% выше показателей июня. Несмотря на это, мартовский пик в 150,6 тыс. автомобилей пока остается недостижимым. По итогам первых семи месяцев 2024 года реализовано порядка 855,6 тыс. новых автомобилей, что свидетельствует о внушительном росте в 72% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Доминирование Lada и экспансия китайских брендов
Лидерство на российском рынке по-прежнему удерживает отечественная Lada с долей 26,2%. Granta остается самой популярной моделью, занимая 13,3% рынка, Vesta следует за ней с 7,2%, а Niva Travel замыкает тройку лидеров Lada с долей 2,8%. Интересно отметить, что Niva Legend пока не вернулась в ТОП-10 самых востребованных моделей, несмотря на свою легендарную проходимость и популярность в прошлые годы. Возможно, возвращение на рынок универсалов и фургонов Lada Largus, производство которых возобновилось в Ижевске, в будущем повлияет на расстановку сил.
Однако наиболее яркой чертой российского авторынка остается стремительное наступление китайских брендов. Haval, Chery, Geely, Changan, Omoda, Jetour, Exeed и Jaecoo – все они прочно обосновались в ТОП-10 и демонстрируют впечатляющие темпы роста продаж. Haval с долей 12,2% занимает второе место в общем рейтинге, опережая Chery (10,4%) и Geely (9,6%). Успех китайских производителей обусловлен сочетанием доступных цен, современного дизайна и богатого оснащения. Модели Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro Max и Tiggo 4 Pro, Geely Monjaro и Changan CS55 Plus прочно обосновались в ТОП-10 самых продаваемых автомобилей.
Белорусский акцент и параллельный импорт
Нельзя не отметить и успех белорусского бренда Belgee, который поднялся на седьмую строчку рейтинга с долей 2,73%. Кроссовер Belgee X50, являющийся близнецом дореформенного Geely Coolray, пользуется стабильным спросом. В будущем ожидается рост популярности и второй модели бренда – Belgee X70, которая представляет собой копию Geely Atlas предыдущего поколения с приставкой Pro.
Стоит отметить, что агентство «Автостат» для составления отчета использует данные о постановке на учет новых автомобилей в РФ. Это позволяет учитывать не только официальные продажи дилеров, но и автомобили, ввезенные по схеме параллельного импорта, легальность которой была подтверждена весной 2022 года. Параллельный импорт сыграл значительную роль в насыщении российского рынка и предотвращении дефицита в условиях ухода ряда западных автопроизводителей.
Перспективы развития
В целом, российский автомобильный рынок демонстрирует устойчивый рост, адаптируясь к новым реалиям. Доминирование Lada и экспансия китайских брендов, вероятно, сохранятся и в будущем. Ключевыми факторами, влияющими на развитие рынка, останутся геополитическая ситуация, динамика курса рубля, уровень доходов населения и доступность автокредитования. Параллельный импорт продолжит играть важную роль, обеспечивая разнообразие модельного ряда и конкурентные цены.
Июль 2024 года подтвердил тренд на восстановление российского автомобильного рынка. Китайские бренды уверенно укрепляют свои позиции, Lada сохраняет лидерство, а параллельный импорт обеспечивает необходимое разнообразие. В ближайшие месяцы стоит ожидать дальнейшего роста продаж, однако темпы этого роста будут зависеть от множества факторов, включая экономическую ситуацию в стране и глобальные тенденции в автомобильной индустрии. Наблюдать за развитием событий на российском авторынке в 2024 году будет несомненно интересно.
ТОП-10 по моделям
При более тщательном изучении ситуации следует подчеркнуть наметившуюся тенденцию последовательного снижения доли отечественных производителей. УАЗ даже близко не претендует на присутствие в ТОП самых продаваемых автомобилей.
Доля АвтоВАЗа продолжает уменьшаться – с 32,55% до 28,4% за 7 месяцев 2023 и 2024 года соответственно. В июле она снизилась до 26,15%. Организация выпуска новых моделей (Веста и Ларгус) не смогла улучшить ситуацию. Более того – рост продаж самой популярной модели Гранта получился незначительным по сравнению с конкурентами – всего 3,5%. За этот же контрольный период увеличение регистраций по другим автомобилям было более заметным:
- Haval Jolion – 84,4%;
- Chery Tiggo 7 Pro Max – 85,3%;
- Geely Monjaro – 576,6%.
Если отмеченная тенденция сохраниться, то в конце 2024 года доля АвтоВАЗа составит не более четверти рынка.
А что вы думаете о перспективах российского автомобильного рынка? Останутся ли другие марки, кроме китайских, в следующем году? Перейдет ли АвтоВАЗ полностью на сборку копий моделей из Поднебесной или продолжит экспериментировать с выпуском собственной продукции? Сообщите свое мнение в комментариях.