В бытовом сегменте насосного оборудования производители применяют в основном три вида материалов для рабочих колес. Что это за материалы? И как они влияют на качество и стоимость насоса?Разберем это на примере поверхностных насосов.
Есть три материала:
Технополимер – звучит модно. Но если по-простому и понятно – это пластик.
Латунь – двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим компонентом является цинк (до 50%), иногда с добавлением олова (меньшим, чем цинка, иначе получится традиционная оловянная бронза).
Нержавеющая сталь – дорого и богато. Правда разные производители в зависимости от класса оборудования (премиум или стандарт) и назначения могут использовать либо ферритную (манится), либо аустенитную нержавеющие стали (не магнитится, но более дорогая, чем ферритная).
Рабочие колеса из технополимера.
Это самый дешевый материал из трех разбираемых нами в статье. Распространен в насосном оборудовании эконом сегмента. Там, где цена решает всё, и производитель пытается получить приемлемую цену.
Итак, мы получаем минимальную цену и это скажется на конечной цене продукта, то есть насоса. Но у этой медали есть и вторая сторона. Это сухой ход. Если потребитель не приобрел дополнительно защиту по сухому ходу, то при возникновении сухого хода возрастает ситуация, когда пострадают все внутренности насоса, а именно диффузор, пластиковое рабочее колесо и уплотнение вала. И по регламенту сервисов в таких ситуациях пластиковое рабочее колесо должно идти под замену. То есть покупка насоса с пластиковым рабочим колесом обходится дешевле, а ремонт и обслуживание будет стоить дороже.
Рабочие колеса из латуни.
Латунное рабочее колесо дороже чем из пластика. Но при сухом ходе такое колесо не страдает от отсутствия воды. Следовательно, его можно использовать и не менять, как пластиковое колесо при работе насоса без воды.
Латунные рабочие колеса в обязательном порядке необходимо балансировать, чтобы не было биения на валу. Как автомобильные колеса мы все балансируем на шиномонтаже. Только в латунных рабочих колесах не навешиваются грузики, а высверливается металл. Чем хуже отливка по качетву, тем больше будет высверливаний в рабочем колесе.
Рабочие колеса инержавеющей стали.
Это самый дорого материал из трех рассматриваемых нами. У которого есть как “минусы”, так и “плюсы”. Нержавеющее рабочее колесо при одинаковых геометрических размерах весит меньше, чем колесо того же размера из латуни. А это значит, что при пуске, двигатель насоса будет испытывать меньшие нагрузки. Колесо – это маховик, и чтобы его сдвинуть (придать вращение) потребуется меньшие пусковые токи. Поэтому не все производители и бренды используют рабочие колеса из нержавеющей стали. Хотя если честно, по цене колесо из латуни будет стоить примерно, как из нержавеющей стали.
Латунь цветной дорогой метал, а вот изготовления колеса (отливка) процесс доступный и не дорогой. Нержавеющая сталь нельзя сказать, что она очень дорогая, но зато процесс изготовления, а это точечная сварка – дорогой технологический процесс.
Если и рассматривать насос с рабочими колесами, то либо латунь, либо нержавеющая сталь (это лично мое мнение). Это касается насосов с асинхронным двигателем, с частотой вращения 2850 об/мин.
В насосах с частотным регулированием асинхронного двигатели (2850 об/мин) или синхронного двигателя на постоянных магнитах (3500 об/мин – 5500 об/мин) применяются только два материала. Это технополимер (пластик) или нержавеющая сталь.