Найти в Дзене
PROнасосы

Материал рабочих колес.

В бытовом сегменте насосного оборудования производители применяют в основном три вида материалов для рабочих колес. Что это за материалы? И как они влияют на качество и стоимость насоса?Разберем это на примере поверхностных насосов.

Есть три материала:

Технополимер – звучит модно. Но если по-простому и понятно – это пластик.

Латунь – двойной или многокомпонентный сплав на основе меди, где основным легирующим компонентом является цинк (до 50%), иногда с добавлением олова (меньшим, чем цинка, иначе получится традиционная оловянная бронза).

Нержавеющая сталь – дорого и богато. Правда разные производители в зависимости от класса оборудования (премиум или стандарт) и назначения могут использовать либо ферритную (манится), либо аустенитную нержавеющие стали (не магнитится, но более дорогая, чем ферритная).

Рабочие колеса из технополимера.

Пластиковые рабочие колеса (светлый и черный технополимер). На физические свойства колес коллер ни как не влияет.
Пластиковые рабочие колеса (светлый и черный технополимер). На физические свойства колес коллер ни как не влияет.

Это самый дешевый материал из трех разбираемых нами в статье. Распространен в насосном оборудовании эконом сегмента. Там, где цена решает всё, и производитель пытается получить приемлемую цену.

Итак, мы получаем минимальную цену и это скажется на конечной цене продукта, то есть насоса. Но у этой медали есть и вторая сторона. Это сухой ход. Если потребитель не приобрел дополнительно защиту по сухому ходу, то при возникновении сухого хода возрастает ситуация, когда пострадают все внутренности насоса, а именно диффузор, пластиковое рабочее колесо и уплотнение вала. И по регламенту сервисов в таких ситуациях пластиковое рабочее колесо должно идти под замену. То есть покупка насоса с пластиковым рабочим колесом обходится дешевле, а ремонт и обслуживание будет стоить дороже.

Рабочие колеса из латуни.

Латунные центробежны рабочие колеса. Слева литое. Справа клепанное.
Латунные центробежны рабочие колеса. Слева литое. Справа клепанное.

Латунное рабочее колесо дороже чем из пластика. Но при сухом ходе такое колесо не страдает от отсутствия воды. Следовательно, его можно использовать и не менять, как пластиковое колесо при работе насоса без воды.

Латунные рабочие колеса в обязательном порядке необходимо балансировать, чтобы не было биения на валу. Как автомобильные колеса мы все балансируем на шиномонтаже. Только в латунных рабочих колесах не навешиваются грузики, а высверливается металл. Чем хуже отливка по качетву, тем больше будет высверливаний в рабочем колесе.

Латунные рабочие колеса со следами балансировки. Слева отличная отливка, мало высверливаний. По середине отливка чуть хуже, так как число отверстий больше. Справа "отпратительная" отливка колеса, так как балансировочные высверливания занимают почт ичетверть всей поверхности рабочего колеса.
Латунные рабочие колеса со следами балансировки. Слева отличная отливка, мало высверливаний. По середине отливка чуть хуже, так как число отверстий больше. Справа "отпратительная" отливка колеса, так как балансировочные высверливания занимают почт ичетверть всей поверхности рабочего колеса.

Рабочие колеса инержавеющей стали.

Рабочее колесо из нержавеющей стали.
Рабочее колесо из нержавеющей стали.

Это самый дорого материал из трех рассматриваемых нами. У которого есть как “минусы”, так и “плюсы”. Нержавеющее рабочее колесо при одинаковых геометрических размерах весит меньше, чем колесо того же размера из латуни. А это значит, что при пуске, двигатель насоса будет испытывать меньшие нагрузки. Колесо – это маховик, и чтобы его сдвинуть (придать вращение) потребуется меньшие пусковые токи. Поэтому не все производители и бренды используют рабочие колеса из нержавеющей стали. Хотя если честно, по цене колесо из латуни будет стоить примерно, как из нержавеющей стали.

Латунь цветной дорогой метал, а вот изготовления колеса (отливка) процесс доступный и не дорогой. Нержавеющая сталь нельзя сказать, что она очень дорогая, но зато процесс изготовления, а это точечная сварка – дорогой технологический процесс.

Если и рассматривать насос с рабочими колесами, то либо латунь, либо нержавеющая сталь (это лично мое мнение). Это касается насосов с асинхронным двигателем, с частотой вращения 2850 об/мин.

В насосах с частотным регулированием асинхронного двигатели (2850 об/мин) или синхронного двигателя на постоянных магнитах (3500 об/мин – 5500 об/мин) применяются только два материала. Это технополимер (пластик) или нержавеющая сталь.

Авто
5,66 млн интересуются