Найти в Дзене

Как простить по-настоящему?

Оглавление

Мы живем в несовершенном греховном мире, который населяют одни ходячие кактусы. Высокие или низкие, толстые или худые, с разным калибром колючек. Не удивительно, почему Библия так много говорит о прощении. Представьте себе, сколько раз за день мы укалываем друг друга, царапаем, кого-то может даже прокалываем насквозь, а кто-то ломает нам наши колючки. Каждый день мы либо несём потери, либо наносим кому-то вред. Без выполнения Божьего повеления: будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф 4:32) жизнь в мире кактусов была бы невозможна. Поэтому я предлагаю разобраться, что же такое прощение.

Как простить по-настоящему
Как простить по-настоящему

Что такое прощение?

В Писании для нас оставлено Божье повеление: “но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”. В принципе, мы все стараемся следовать этому и по возможности прощаем наших обидчиков. Но как мы это делаем?

Вспомните какие-то конфликтные или просто неприятные ситуации, когда вас подставили, обидели, нагрубили, не сдержали обещание, унизили, пошли против вас, обманули или предали.

  • Как эта ситуация разрешилась? Удалось ли простить обидчика?
  • Какое решение вы приняли после этой ситуации по отношению к этому человеку?
  • Случалось ли после этого так, что вы напоминали об этом самому человеку, другим или же себе о произошедшем?

Часто бывает так, что мы прощаем, но при каждом удобном случае напоминаем человеку о его “косяке”: “А, как в прошлый раз, да?”, “Только давай на этот раз без твоих ...”, “Я обойдусь без твоей помощи, мне уже хватило” и т.п. Можете дополнить своим вариантом легкого напоминания в виде намека, шутки, упрека или может даже прямого повторного обвинения. Он у вас точно есть, как и у всех.

В разговоре с кем-то мы вскользь замечаем о каком-то недостатке другого человека или его прошлой ошибке, которая стоила нам дорого: “Я больше не хочу обращаться к нему за помощью, мне хватило одного раза!”. Мы оцениваем человека или его поступок при ком-то: “Она никудышная мать, ее дети постоянно без присмотра!”. А бывает и так, что мы можем рассказывать о своей боли и о том, кто ее причинил нам каждому встречному, но при этом не напоминать об этом самому обидчику.

И, наверное, самое распространенное действие - это напоминать самому себе. Когда в голове по много раз прокручивается какой-то диалог или ситуация, мы придумываем разные варианты развития событий, как нужно было сказать или сделать, чего заслуживает этот человек. Подобные “фильмы”, порой, оседают в нашей памяти на долгие годы и периодически включаются, освежая воспоминания о прошлой обиде, страданиях, поднимая улёгшиеся эмоции, чувства.

Прощение - это тройное обещание

В Послании Ефесянам сказано

“прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас”.

Не “как ВЫ обычно это делаете”, а как Бог. Давайте посмотрим, как простил нас Бог. Библейское прощение, о котором идёт речь в этом стихе - это тройное обещание.

“Я, Я Сам изглаживаю преступления твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну” (Ис 43:25).

Изглаживать имеет значения вытирать, стирать. Как ластиком стирают карандаш и лист бумаги становится снова белым или, как со стола вытирают следы приема пищи и он становится идеально чистым. Господь обещает стереть и не вспоминать.

Глагол “помяну” имеет значения: помнить, вспоминать, упоминать, быть упомянутым, быть в памяти, напоминать, припоминать. То есть всё, что мы делаем!

Какие три обещания мы здесь можем увидеть?

  • Я не буду припоминать твой грех тебе.
  • Я не буду упоминать о твоём грехе другим.
  • Я не буду напоминать о твоём грехе себе или держать в памяти.

Когда Писание нам говорит прощать других, как Бог прощает во Христе, имеется ввиду это тройное обещание.

Два аспекта прощения

Также Библия говорит о двух аспектах прощения, которые описаны в Лук 17:3 и Мк 11:25.

И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши (Мк 11:25).
Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему (Лк 17:3).

В Мк 11:25 речь идет о прощении в сердце, не зависимо от того попросил ли обидчик прощения или нет. Это первый и основной вид прощения, когда вы прощаете перед Богом, даже если этот человек не признает или не понимает своей вины. В этом случае вы говорите с Богом, а не с тем человеком, который согрешил против вас. В Мк 11:25 Христос говорит, что прощать нужно всё, что вы имеете против другого человека. Он даже не говорит, что вам нужно попытаться разобраться в происходящем. Он не говорит, что нужно понять действительно ли против вас согрешили или вам просто кажется, что вас обидели.

Это вертикальный аспект прощения. Его цель - изменить вас, а не разобраться с другим человеком. Такое прощение подготавливает вас, чтобы вы могли прийти к другому человеку с готовностью проявить милосердие. Или же для того, чтобы вы могли проявить милосердие, когда человек сам придет к вам для примирения. Решение конфликта в вертикальном аспекте прощения поможет вам не держать зла, не подпитывать обиду, не желать держать оборону или атаковать. Но подготовит ваше сердце и сделает возможными дальнейшие отношения с человеком.

В Лк 17:3 говорится о втором аспекте прощения - горизонтальный. Его цель - восстановить взаимоотношения с человеком. Здесь уже идёт разговор с другим человеком. Происходит прощение человека явно, вслух после того, как ему будет предъявлена вина и он покается в совершенном грехе. Но искреннее горизонтальное прощение возможно только после того, как было дано прощение вертикально.

Как же простить на практике?

Прежде, чем мы сможем дать это тройное обещание и выполнять его, должна быть подготовлена почва нашего сердца.

Подготовка почвы для прощения

1) Нужно вспомнить, что над всем стоит Господь. В книге Пл. Иер 3:37 написано, что ничего не бывает, чему Господь не повелел быть. Это значит, что любое событие, каким бы тяжёлым оно ни было и как бы плохо ни поступили против нас люди, было определено любящим и благим Богом. Постарайтесь увидеть Бога за людьми и обстоятельствами, посмотреть как бы сквозь них на Бога.

2) Вспомните, “что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу”. Это значит, что благо для моей души, производимое этим событием или человеком превышает причиняемую ими боль. А обидчик или событие - это лишь Божьи инструменты для изменения меня. Эта мысль может послужить лекарством для вашего сердца и поможет даровать прощение.

3) Вы должны отказаться от мести в любой ее форме: обидных словах или молчании, ухода или нападения, даже в мыслях. Вы решаете не отвечать тем, что кажется вам справедливым, заслуженным, законным и разумным.

4) И последнее приготовление: вспомните Евангелие. Стоит вспомнить, что Бог простил вам. Осознавая свои грехи и получая прощение за них, мы становимся способными прощать других.

Исполнение обещаний

Теперь, когда почва подготовлена, мы можем вернуться к трём обещаниям. Если помните, все они начинались со слов: “я не буду...” что-то делать. На практике очень сложно выполнить поставленную в такой форме задачу. Я думаю, вы помните своё недоумение в ответ на мамино: “Не делай так, не сиди тут, не трогай это...” и т.п. Гораздо понятнее и реальнее в исполнении повеления в положительной формулировке. То есть, нам нужно избавиться от отрицательной частицы “не” и превратить эти “не буду делать” в положительные “буду делать”.

  • Я не буду припоминать твой грех тебе: я обещаю искать любви и созидать наши отношения, а не разрушать их (1Кор 13:7, Прит 17:9).
  • Я не буду упоминать о твоем грехе другим: я обещаю отстаивать твоё доброе имя среди других и наилучшим образом толковать твое поведение (Еф 4:29).
  • Я не буду напоминать о твоем грехе себе или держать в памяти: я обещаю избавляться от злых мыслей о мести и ненависти, от горечи по отношению к соделанным против меня грехам; я не буду вести счет плохому.

С первыми двумя обещаниями (не напоминать человеку и другим) ещё можно справиться, но как быть с третьим - не напоминать себе? Наверняка у вас, как и у меня, в жизни было что-то такое, на что вы можете сказать: “Я не смогу забыть об этом. То, что произошло - это ужасно. Мне так больно из-за этого!”. Действительно, мы не можем просто взять и стереть из памяти какой-то неприятный кусочек жизни. Хотя, признаюсь, мне иногда хочется обладать такой способностью.

Как не напоминать себе?

Но Господь не только меня не наделил такой феноменальной способностью. Она в принципе не предполагалась Им при сотворении человека. Поэтому в Писание вообще нигде нет повеления: “Забудь!”, наоборот, Господь говорит:

“И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет ...” (Втор 8:2).

А в течении этих 40 лет уж точно у каждого израильтянина накопилось столько всего, чего хотелось бы забыть. А Господь говорит: “Помни ВЕСЬ путь”. Для чего? Ответ находится уже в следующем стихе:

"Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек;" (Втор 8:3).

Обратите внимание на главный объект воспоминаний - Господь, и результат, к которому должны приводить эти воспоминания - “всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек”, то есть ещё более твердое упование на Господа.

Что обычно происходит, когда вы вспоминаете о какой-нибудь давней обиде, предательстве, ссоре или тяжелой болезни? Не знаю, как у вас, а у меня в центре внимания моя собственная персона, которую обидели, не выслушали или жестоко обманули. А результат такого напоминания себе - боль, злость, желание отомстить. Вы можете сказать, что на определенные вещи невозможно реагировать иначе, мы же живые люди, а не роботы. Обратимся к книге Плач Иеремии, 3-й главе. Пророк так говорит о себе: “Я человек, испытавший горе от жезла гнева Его”. А дальнейшие стихи раскрывают весь ужас страданий, перенесенных пророком. После такого можно было бы обидеться и на Бога, и на весь белый свет! И уж точно забыть такое невозможно! А пророк и не забыл, он говорит, что "Твердо помнит это душа моя и падает во мне". Другими словами: “Я помню хорошо все свои беды. Душа моя подавлена во мне”. Иеремия помнит и воспоминания эти продолжают приносить ему боль и страдания. Но посмотрите, как он выбирает реагировать на них и какой плод у его реакции:

"Вот что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось" (Пл Иер 3:21-22).

И снова объект внимания - Господь, Его милость, а результат - упование на Бога.

Воспоминание навсегда останется с вами, но случившееся совсем не обязательно будет определять ваше настроение, состояние и отношения с Богом и людьми. Когда что-то настолько плохо, что вы не способны забыть об этом, ваша реакция будет давать вам или жизнь, или будет постепенно убивать. Боль от тяжелых воспоминаний становится развилкой, и вам самим придется выбирать. Пророк тоже делает выбор - в воспоминаниях он переводит взгляд с себя на Господа. И плодом становится более твердое упование в Боге. Это не просто, но этому можно и нужно учиться. Каждое болезненное воспоминание может превратиться из разрушительного молота в живой источник Божьей милости и надежды.

Заключение

Итак, прощение - это тройное обещание, данное перед Богом и исполняемое всю жизнь. Просто ли это? Нет. Возможно? Раз Писание призывает нас к этому, значит да. Христос, освободив нас от вины, сделал нас способными прощать других. Он уже сделал первый шаг, теперь очередь за вами. Как понять, простил я человека или нет? Как корень дерева всегда познается по его плодам, так и то, что у нас в сердце, всегда будет проявляться в наших делах и мыслях. Обязательный плод прощения - это углубление, созидание отношений.