Мы, родители своеобразных детей, периодически обсуждаем их отношение к ошибкам.
Кратко: дети не умеют нормально реагировать на ошибки. Рыдают, орут, теряют способность учиться дальше. И не только маленькие дети.
И я повторю то, что писала о Грише. Если бы не я была его педагогом, то я бы с умным видом "психолога" сказала, так это его кто-то травмировал, деточку обидели, не поняли. И вот он теперь так с ошибками бедный... Ему надо проработать это. Что мол ошибаться можно. И всё будет в порядке.
Но нет, оставьте это. Я его педагог. И я его не травмировала, наоборот. Много лет мы работаем над тем, чтобы он не боялся ошибаться. И было это с ним... лет с пяти. И я не думаю, что это связано вообще с психологией.
Хочу уточнить.
Я не считаю себя идеальным педагогом. И да, я уверена, что Грише будет о чём рассказать или другу, или жене, или психотерапевту о невменяемой мамаше, которая ему детство испортила.
Но. Про ошибки и критику.
Вся моя работа с Гришей на 80 процентов это... непрерывные коучинг-сессии типа "ты сможешь, давай, да, видишь, у тебя получилось, молодец, ещё чуть-чуть, а помнишь, у тебя получалось, давай попробуем ещё, молодец, смотри, у тебя вышло, молодец". Это бесконечно... годами.
Если бы я не занималась этим каждый день... выстраиванием Гришиной... не знаю чего... воли, я бы ещё могла предположить, что моя критика его разрушила. Но... я теперь могу вдохновить кого угодно и довести до результата, на столько выдрессировал меня Гриша... Ибо "шаг в сторону" - расстрел (я не могу, не могуууууууууууууууууу).
И ты начинаешь всё сначала... ты можешь, смотри, у тебя получилось, давай ещё, чуть-чуть, один разочек, видишь, у тебя получилось...
И так ГОДАМИ!!!
Именно поэтому я могу предполагать, что страх ошибки у него - не психология, а что-то другое, более глубинное.
На мой взгляд, это связано как-то с устройством мозга этих детей. Ошибки - это неправильность мира. А неправильность мира - это опасность. Нельзя совершать ошибки, мир станет неправильным, мы всё умрёёёёёёёёёём.
Как-то так.
Но это мои теории. Можно, конечно, держаться и за теорию "баба-маша его критиковала, поэтому он боится ошибаться, бабу-машу на костёр".
Юмор юмором, но, боже сохрани такого ребёнка от бабы-маши. Мне страшно представить, что сотворит с психикой такого ребёнка постоянно критикующий педагог... Прям даже не знаю. Я думаю, поставит крест на развитии и приведёт в бесконечный психоз. А потом мы узнаем, что пришёл пубертат и сломал ребёнка. АГА, конечно.
И да, я верю родителям, которые рассказывают, что:
- мы много лет пытаемся ликвидировать последствия одного занятия с невменяемым дефектологом.
- наш ребёнок, завидев здание садика, начинает плакать, потому что воспитатели были жестоки.
- боится всех учителей, потому что первая учительница была сильно умная, то есть "знала, как правильно учить детей".
Я не говорю, что работники были как-то сильно плохи, нет...
К сожалению, дети эти... не всегда поддаются классическому воспитанию принуждения, пристыживания, высмеивания и шантажа. Нет... Такое работает только в ситуацию ухудшения. Часто безвозвратно.
---
Но вернёмся к обратной стороне медали, которая вскрылась недавно в Грише.
А что это за сторона? А та самая.
Когда
человек, который боится ошибаться, не допускает ошибок у других.
СЮРПРИЗ!!!!!!!!!!!
Я не знаю, было ли у Гриши это раньше.
Но недавно состоялся такой эпизод:
Гриша попросил меня включить фильм типа "Супергерои, часть 129". Я включила.
Гриша: - МАМА!!!!!!!!!! Это не 129, это 128. Ты ошиблась. Ты ошиблась!
И эмоция была осуждающая.
?????
ЧТО?
Я тебя никогда не осуждаю за промахи, ошибки, неудачи, а ты, значит, меня тыкаешь в то, что я не увидела разницы между супергероем 128 и 129? Откуда это?????????
Откуда столько неприятия к чужим слабостям?
Я была в шоке.
На меня смотрела такая училка-училка с обвиняющим уничижительным испепеляющим взглядом, мол "КАК МОЖНО В ТАКОМ ОШИБАТЬСЯ, ТЫ ЧТО не выучила урок?"
Я... ээээ...
ЧТО?
Юмор оставим.
Он не испугался, что я ошиблась. Это к той моей теории, что они могут бояться несовершенства мира. Нет.
Он именно с недоумением и осуждением на меня посмотрел))))
Мол, как можно?
Я...
---
После этого эпизода я начала за ним наблюдать в этом контексте. И да, он противный мальчик ловит меня на ошибках и да, указывает на них. Ты ошиблась! Нет, я не вижу злорадства или... радости в его глазах, но то, что он не понимает, что такое дидактическое стояние над душой бесит, есть. Не понимает.
С другой стороны))) Кто у него постоянно стоит над душой? Кто ему постоянно указывает на несовершенство? Кто постоянно его корректирует?
Но я то думала... что я то это делаю педагогично... и я точно не называют это ошибками. Я ж ради его же блага. АГАГГАГАГАГА
Но то, что ко мне прилетит ответочка в мужской интерпретации, я не знала... Без вежливости, такта, без дозированности. Просто констатация факта. Ты ошиблась. Ты ошиблась. Ты ошиблась.
Спасибо...
И началась новая удивительная жизнь, в которой я рассказываю Грише о том, что есть варианты)))
То есть да, я ошиблась, но указывать человеку на ошибки не всегда уместно. А главное, человек имеет право ошибаться.
ПОЧЕМУ ты не позволяешь человеку ошибаться?????????
Короче, жизнь заиграла новыми красками.
И мне даже интересно, сможет ли Гриша понять, что быть таким... дидактиком - это не очень прям... приятно людям.
С другой стороны... у него папа немножко такой же... Но в силу того, что он взрослый человек с хорошей речью, то эта дидактичность прячется и не выглядит так нелепо, как у Гриши.
Но я не хочу верить, что это черта характера и она не смягчится.
Потому что, мне кажется, неуместное указывание на чужие недостатки не особо прям способствует нормальному общению. Так и в нос можно получить. За правду.
Пострадал за правду)))
Конец.
П.С. Но вообще это, конечно, логично. Сам не могу ошибаться и другим не даю. Всё последовательно...