Найти тему
Аутизм и школа

Аутичный подросток. Протестное поведение.

Вот такой комментарий получила под статьёй про чтение

Речь идёт в комментарии именно о подростке.

Я там ответила кратко вот так:

-2

Но мысль разовью полнее.

---

Отступление. Я помню, когда у меня не было детей, мне говорил "вот, когда родишь своих, поймёшь, как это сложно, растить детей".

Я родила, не поняла. Реально не поняла. У меня был чудесный сын.

Тогда мне начали говорить, вот, когда подростковый возраст придёт, тогда поймёшь.

Я думала (простите меня все мамы подростков), что с ребёнком надо просто общаться. И всё. Проблемы с подростком возникают только от того, что родители не общаются с детьми. И когда у ребёнка треш в голове начинается, он не может обратиться к маме-папе, потому что у него нет опыта с ними общаться. И все эти "Я с ним говорю, как об стенку горох" - это уже всё... поздно...

Так думала я.

Опять, простите меня, наивную на тот момент клушу, мамы подростков. Думать о воспитании детей, не имея их или имея младенца вечно спящего, так благостно, так чудесно. Не передать словами.

И видимо, мне за мою гордыню и спесь подвезли "подростковый возраст" ребёнка в 2.5. Да ещё БЕЗ РЕЧИ.

На, общайся.

ВСЕГО ЛИШЬ общайся.

Только не обляпайся.

И вот... гм... плак...

---

Это не юмор.

У меня в 2.5 года появился ребёнок... который ничего не хотел, не слушал меня, не говорил со мной (и вообще) и я... должна была его лечить, учить... воспитывать...

ШОК.

Далее только наш опыт. Ни к кому он отношения не имеет. Это только наша история. Гриши и Светы.
Никого обидеть я не хочу. Если невольно это произойдёт, помните, это не про вас, это про нас.

Далее я всё время думала только об этом: "если бы была речь, было бы легче"... Много лет я думала только это.

Если бы была речь...

Да, я была как баран уверена, что, если бы у меня было средство "речь", я бы убедила Гришу в чём угодно, я бы развела руками (языком, словами через рот) все его страхи, и я бы его научила всему, что ему надо.

Но речи не было...

Да, он понимал речь. Но обратной связи не было. А нельзя никого ни в чём убедить, если ты не знаешь его аргументов. Я много лет не знала... Он не говорил. Я не знала, почему он не делает то и то, я не знала, почему он делает другое... Я ничего не знала.

Гадала на кофейной гуще.

И как дрессировщик, могла смотреть только на внешние проявления и корректировать что-то только в этих рамках... в рамках физиологии.

Все протестные проявления обрабатывались только в рамках... погасить истерику на входе как угодно или переждать. Других средств не было.

Алгоритм ТО, ЕСЛИ Гриша не понимал (до 10 лет)... Угроз, шантажа тоже. Он не понимал ТО, ЕСЛИ. Какой шантаж?..

---

И вот мне, значит, добрые люди пожелали дожить до подросткового возраста ребёнка, чтобы понять, что растить детей тяжело. Видимо так сильно хотели, чтобы я это поняла, что этот возраст к Гриши пришёл в 2.5 года. И да, я узнала.

---

Но...

и нет))

Я не узнала.

Потому что что?

Правильно.

Как только к Грише пришла речь (кривая, косая, два огрызка слова вместе), всё - Гриша был обречён на словесные баталии и развитие логики.

Что я имею ввиду?

Как только он начал говорить в 9.5 лет, всё, я не давала ему молчать вообще. В любых конфликтах я не позволяла ему молчать, уйти в свою комнату и там понять, что он не прав. Нет. Я заколебала его "ГОВОРИ, ГОВОРИ, ГОВОРИ!!!" Почему ты плачешь? ГОВОРИ!!!

Гриша: - Я... я... эээ.. .мэээ.. ты... ээээ...

Так рождались первые Гришины аргументы.

Гриша: - НЕ ХОЧУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУУ

Я: - Что не хочешь?

Гриша: - Уооооииии (уроки).

Я: - Гриша, зачем уроки? ГОВОРИ!!!!

Гриша: - (с просохшими слезами) Заем (зачем)

Я: - Чтобы ты мог объяснить, почему тебе не нужны уроки)))

Гриша: - ...

Я: - Ты плохо говоришь?

Гриша: - Похо...

Я: - Уроки для того, чтобы ты говорил хорошо. Надо тебе это?

Гриша: - Надо.

Я: - Пошли делать уроки.

---

И так далее и тому подобное.

80 процентов всех истерик прошли в первый год прихода речи. Не думаю, что они прошли по волшебству, только из-за прихода речи. Нет. Речь была кривая, её почти не было. Но то, как именно ему пытались заложить алгоритм решения проблем, сделал возможным дать понять Грише, что всё, теперь все проблемы можно решать через рот. Он понял.

Это первый год речи.

Далее всё это только развивалось.

Никогда ни один конфликт не заканчивался аргументом "я так сказала". Всегда я приводила Гришу к ответу. Именно. Он сам отвечал на вопросы "зачем и почему?" Да, ему часто ответы не нравились... но логику действий он понимал.

Конечно, это не страхует от конфликтных ситуаций. И да, бывает, что он прям начинает терять над собой контроль и мчит в свою комнату. Я иду за ним (на костёр меня) и не позволяю ситуации закончиться на такой ноте непонимания и отчаяния. Я задаю вопросы, и да (на костёр меня опять) выбиваю из него ответы.

---

Когда зимой у него случился конфликт в доме бабушки, я вытащила его оттуда рыдающего и по дороге домой вынесла мозг на предмет причинно-следственных связей произошедшего. Он шёл, рыдал на морозе, но мычал какие-то свои аргументы. И пока картина для него не стала понятной, пусть и не приятной, я не отстала.

---

Я не знаю, можно ли всё это назвать "общением". Но делаю я это для того, чтобы Гриша думал. Это может быть странно прозвучало. Но да, я и в его 10 лет хотела, чтобы он ДУМАЛ, и сейчас этого хочу.

И это не про "у моего сыночки высокий интеллект", плевать на интеллект. Я хочу, чтобы в каждой ситуации он понимал, что происходит, и мог ответить на вопрос "зачем ты это делаешь?"

И чтобы ответ там был не "мама так сказала", а "потому что я..."

Уточню.
Это очень простой метод. Когда не ты рассказываешь, как надо понимать что-то, а спрашиваешь человека, как он понимает. И если он не может сформулировать, то просто наводящие вопросы задаёшь, пока человек не сформулирует. Даже такой альтернативно одарённый человек, как Гриша, может сформулировать причины своего поведения. Особенно если его этим долбают много лет подряд.

---

Вернёмся к протесту в занятиях.

Этой теме 4 года назад было посвящено много статей, их можно найти в навигаторе за 2020-ый и 2021 годы.

Потому что на первоначальном этапе, я считаю, речь не поможет. Нужна сильная техническая поддержка такого ребёнка. В виде стабильности, расписания, таймера, поощрения, звёздочек и ещё чего-то.
Просто "пойдём заниматься" - это... из области фантастики. И я бы посоветовала многим мамам забыть про это.
Просто не будет никогда.

И добавлю, что со временем все эти приспособления, описанные в статьях выше, не нужны.

Но...

Если кто-то думает, что, раз не нужны, раз так пытают Гришу годами, значит, он уже не протестует.

ХА... Три раза ХА.

Нет, он протестует. Только протест его усложняется и аргументация меняется.

И да, я иногда теряю над собой контроль...

Потому что НУ СКОЛЬКО МОЖНО??????????????????????????????

Ну смирись ты уже.

Нет...

Гриша постоянно ведёт беседы на тему "зачем ему это всё?"

Я, поорав внутри себя, с благостным лицом задаю наводящие вопросы Грише на тему "зачем уроки", он отвечает. И на время мы опять просто занимаемся.

Но что-то опять происходит, и Гриша делает новый заход, а зачем уроки? А почему только один выходной?

Я делаю вдох выдох - и диалог по новому кругу с усложнением аргументов.

Тяжело ли это? Я бы не сказала.

Повторюсь. Тяжело без речи. Да...

Я прошла через годы с молчащим ребёнком и молила только о речи.

Я речь получила.

И повторяю то, о чём думала, будучи бездетной: - Если есть речь, то... я не вижу проблем в общении с подростком.

Да, я думаю так по сей день.

Но... есть один нюанс.

Нюанс такой - вести эти однообразные, выносящие мозг диалоги. Да, это не милое, задушевное, доверительное общение, о котором, наверное, мечтает каждый родитель... Нет. Это бесконечные, занудные (уж прости, Гриша) диалоги про зачем и потому.

Но, мне кажется, именно они привели нас к тому, что да, с годами нет усиления протестности. Но, люди добрые, куда... больше того, что было?

К тому же Гришину протестность не погасили волшебной палочкой, над ней работали годами и смягчилась она через логику. А логика... не зависит от человека. Она работает везде.

Если логика логична, то ни мамочка, ни папочка не могут на это повлиять. Учитель тоже. И дядя Вася так же.

Даже больше. Мне кажется, что человека, которого научили логически мыслить, обмануть сложно...

Это я к тому, что да, я понимаю, что придёт день, и Гриша меня обыграет в этой словесной логической игре "зачем - затем".

Ну так, когда это время придёт, это ж будет означать, что всё, я свободна))) И Гриша может сам отвечать за свои действия.

Потому что "я так хочу" - это не аргумент. Аргумент "зачем ты этого хочешь?"

"Потому что" - не ответ.

И так далее.

Так же может накрыть психоз и все мои теории разрушится как песочный замок.

---

Что хочу сказать в итоге? Боюсь ли я подросткового возраста Гриши, в котором усилиться протест? Боюсь. Но... он не особо то и стихал... Все средства борьбы со мной каждый день. В тонусе я много лет. Простых и мирных дней у меня не особо много (один выходной в неделю). Поэтому, я надеюсь, вывезу и усиление.

Конец.

П.С. Кстати, вот это всё причина, почему я не отдыхаю и не уезжаю никуда на долго. Не потому что я боюсь отделиться от деточки, нет. Я боюсь, что вернусь я к деточке, которую придётся с большим трудом собирать. И не уверена, что у меня хватит сил... и желания...

И боюсь, что "отдохну" так, что не захочется в этом цирке участвовать... и пущу всё на самотёк и буду просто жить. Потому что когда привыкаешь быть просто человеком - это так приятно. И так не хочется быть для кого-то волей.

Но я считаю, рано. Что у меня ещё есть силы, что я вижу то, что ещё могу сделать.

А главное, я вижу, как крепчает воля Гриши, и на сколько меньше нужна в этой истории я, как костыль. А значит, есть шанс, что придёт день и я не буду нужна совсем и он пойдёт один.

Разве не этого мы все тут хотим?))) Чтобы мы были не нужны нашим детям и чтобы они могли жить. Без нас.

Румпель: - Господи, дайте уже поспать.
Румпель: - Господи, дайте уже поспать.