Причины толчков и рывков не всегда связаны с коробкой передач, виновными могут быть другие агрегаты.
1. Неисправность двигателя.
Всем известно, что происходит, когда двигатель «троит». Однако в данном случае возможны пропуски воспламенения в цилиндрах. При такой неисправности в одном из цилиндров может возникнуть один холостой цикл на несколько рабочих. Причиной такой работы двигателя может быть сбой в работе форсунок или пропуски искрообразования.
Определить причину неисправности можно с помощью обычного сканера типа ELM327. В случае более сложных поломок может потребоваться профессиональная диагностика.
Еще одной возможной причиной нестабильной работы двигателя может быть нарушение работы системы вентиляции картера.
Существует простой способ выявить причину рывков: ДВС или АКП. Для этого необходимо зафиксировать передачу, переключив коробку в ручной режим, и прокатиться, изменяя обороты двигателя. Если при этом наблюдаются подергивания, то причину неисправности следует искать в двигателе.
2. Износ опор двигателя.
При резком увеличении оборотов двигателя могут возникать толчки, которые многие водители ошибочно принимают за неисправность АКП. Особенно сильные рывки могут проявляться на переднеприводных автомобилях с поперечно установленным двигателем.
3. Нерабочая температура масла в АКПП.
Оптимальная температура рабочей жидкости в автоматической коробке передач для нормального переключения составляет 50-90°С. Если на улице отрицательная температура, а коробка еще не прогрета, то рывки будут обычным делом. Также рывки будут наблюдаться, если жидкость в автоматической коробке передач перегрета – до 120°С и выше. Для предотвращения перегрева необходимо поддерживать в чистоте радиаторы и следить за температурой масла в коробке при помощи сканера ELM327.
4. Люфты в трансмиссии.
Если рывки наблюдаются при переключении передач, но не по вашей воле, то это может быть признаком неисправности в автоматической коробке передач.
Чаще всего подобные рывки возникают из-за люфтов между деталями трансмиссии, такими как ШРУСы, шлицы кардана или узел дифференциала. Эти проблемы чаще всего возникают у полно- и заднеприводных автомобилей.
В некоторых конструкциях карданных валов могут использоваться резинометаллические муфты, которые при износе могут создавать ощутимый люфт. В результате этого рывки могут возникать при резком ускорении или при сбросе газа.
5. Нарушение работы привода.
Если в качестве привода от селектора к АКП используется трос, то со временем из-за коррозии он теряет подвижность.
В результате при переключении в режим «драйв» (D) привод может застрять между D и N (нейтралью). Это означает, что во время движения двигатель будет постоянно переходить из одного режима в другой. Как результат – рывки.
6. Нарушения в работе гидравлики.
Нормальное функционирование автоматической коробки зависит от четкой работы фрикционов. Под давлением масла они должны замыкаться. При включении фрикцион низкой передачи должен распускаться, а фрикцион высокой – замыкаться. При рассогласовании их работы при переключении передач неизбежно возникают рывки.
Причиной неисправности может быть подвисание редукционного клапана или полный его износ. Также могут появляться нарушения в работе насоса и исполнительного цилиндра. Среди вышедших из строя деталей могут быть регуляторы давления, соленоиды, а в коробках старого образца – гидроаккумуляторы.
В процессе ремонта коробки передач простой замены соленоидов, фрикционов и гидроблока в целом может быть недостаточно. Потребуется полная разборка агрегата с последующей выбраковкой деталей. Только в этом случае восстановленная коробка будет исправна.
7. Избыток или недостаток жидкости в коробке.
Как низкий, так и высокий уровень масла может привести к сбоям в работе АКП. В этом случае возможны толчки, сбои при переключении передач и даже полный выход агрегата из строя. При высоком уровне масла жидкость будет вспениваться, что приведет к неправильной работе фрикционов из-за невозможности ее прокачивания насосом. Аналогичная ситуация может возникнуть и при низком уровне масла, особенно при резком торможении и разгоне. Низкий уровень жидкости опасен даже при стоянке машины на уклоне. При замене масла в автоматической коробке необходимо заливать достаточное количество и регулярно проверять уровень жидкости в процессе эксплуатации автомобиля.