Найти в Дзене
Купим-все.рф

"Кёртисс 46-С" - самый редкий самолет в СССР

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

21 мая 1878 года в небольшой деревушке с названием Хаммондспорт, расположенной в американском штате Нью-Йорк, появился на свет Гленн Хаммон Кёртисс, которому суждено было стать одним из основателей авиации в США. Не получив высшего образования, а мальчик окончил только восемь классов, Гленн с детства отличался любовью к технике. Он был не просто способным механиком, но и талантливым изобретателем. Собирал мотоциклы, на которых устанавливал рекорды скорости, а в начале ХХ века увлекся авиастроением. 20 марта 1909 года Кёртисс, вместе со своим компаньоном Августусом Муром Херрингом, создал первую в Америке авиастроительную компанию - Herring-Curtiss Company.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

В следующем году фирма была переименована, она стала называться Curtiss Aeroplane Company. В дальнейшем она не раз объединялась с другими фирмами, например, в 1929 году, за год до смерти Гленна Кёртисса, стала частью Curtiss-Wright Corporation. Сам Кёртисс скончался 23 июля 1930 года в достаточно молодом возрасте, ему было только 52 года. Причиной смерти стало осложнение после операции по удалению аппендицита. Похоронили пионера американской авиации на родине, в Хаммондспорте. Его имя носили многие модели авиатехники, в том числе, самолет "Кёртисс С-46", о котором и пойдет речь в данной статье.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

К разработке данного самолета Curtiss-Wright Corporation приступила в конце тридцатых годов. Мир находился на пороге грандиозной войны, заказы на военную технику приносил Соединенным Штатам огромные доходы. Работа над созданием модели "Кёртисс С-46" началась в 1936 году и продолжалась четыре года. Впервые "С-46" поднялся в воздух 26 марта 1940 года. Командиром экипажа был опытный пилот Эдмунд Терни Аллен, которому довелось летать практически на всех американских самолетов того времени. Через две недели компания официально объявила о создании новой модели военно-транспортного самолета, кстати, самого большого и тяжелого из двухмоторных летательных аппаратов, которые использовались во время Второй мировой войны. Самолет, изготовленный в гражданском варианте, брал на борт 60 пассажиров, а военный - 40 человек. Общая масса груза - до 7 тонн.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Именно на таких самолетов перевозилась большая часть грузов через Атлантику. Кроме того, "Кёртисс С-46" хорошо показал себя на транспортной линии Индия - Китай. Он преодолевал горные хребты Гималаев высотой более 4 000 метров. И это был далеко не предел, по техническим характеристикам максимальная высота полета "С-46" составляла 6 600 метров, а дальность - более 3 000 километров. Но, во время эксплуатации были выявлены и серьезные недостатки. Например, протекали крыльевые баки, что нередко приводило к взрыву. За все время эксплуатации "Кёртисс С-46" случилось более 1 000 аварий, жертвами которых стали 2 500 человек.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Во время Великой Отечественной войны из США в Советский Союз поступило около 14 000 самолетов, среди них были и те, что производились компанией Curtiss-Wright Corporation. Вопрос о поставке "Кёртисс С-46" также обсуждался. В 1944 году в Соединенные Штаты прибыла советская делегация, руководителем которой был генерал-майор Петров Николай Иванович - легенда советской авиационной промышленности.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Именно Петрову Н. И. было доверено возглавить советскую делегацию, которая вылетела в США на Конференцию по проблемам поставок продукции и развития гражданской авиации. В газете "Правда" была опубликована статья, в которой отмечалось, что "... между делегациями СССР и США достигнуто общее взаимопонимание интересов и точек зрения обеих договаривающихся стран". Конференция проходила в Чикаго, в ней приняли участие представители 54 стран мира. Результатом конференции стало подписание Конвенции о международной гражданской авиации, которое прошло 7 декабря 1944 года. Официально она вступила в силу через полтора года - 4 апреля 1947 года. Документ состоял из 96 статей, в которых определялись права и обязанности стран, подписавших его, а также основные принципы международных воздушных перевозок. Ежегодно 7 декабря отмечается Международный день гражданской авиации. Правда, официально он был установлен через много лет после завершения Конференции, только в 1996 году.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Николай Иванович Петров родился в Москве 23 апреля 1898 года. Еще до революции он поступил в Императорское Комиссаровское техническое училище. Интересно, что «Комиссаровским» оно было названо не в революционную эпоху, а еще в 1866 году, в честь Осипа Ивановича Комиссарова, по воле случая спасшего российского императора Александра Второго во время покушения. Первоначально это училище было создано для сирот и детей из бедных семей, но затем стало одним из лучших технических учебных заведений Российской империи. Оно существовало более полувека, из его стен было выпущено около 5 000 специалистов, многие из которых внесли потом большой вклад в развитие не только отечественной науки, но и искусства. Например, в числе выпускников были: актер М.М. Яншин, режиссер и сценарист В. В. Немоляев, художник Б. В. Иогансон.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Петров окончил училище в грозном 1917 году. Шла Первая мировая война, молодой специалист был мобилизован и отправлен на Западный фронт артиллерийским техником. А через год Николай Иванович вступил уже в РККА, служил в Москве в одном из артиллерийских дивизионов. Но в дальнейшем Николай Иванович прославился как специалист в области самолетостроения. Завершив обучение в Военной электротехнической Академии, он 14 лет работал в Научно-исследовательском институте ВВС, а с 1938 года стал преподавателем в Военно-воздушной Академии имени Жуковского.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Восемь лет, с 1942 по 1950 гг, Н. И. Петров руководил НИИ самолетного оборудования. В 1943 году ему присвоили звание "генерал-майор инженерно-авиационной службы". Именно в этом НИИ он проявил себя как талантливый организатор и руководитель. Под его руководством трудились лучшие специалисты советского авиастроения. За добросовестный труд Петров был дважды награжден орденом Ленина, столько же орденом Красного Знамени, по одному разу орденами Отечественной войны 1 степени и Красной Звезды. В 1950 году стал лауреатом Сталинской премии. В 1950 году Николай Иванович был вынужден уйти с должности руководителя НИИ по состоянию здоровья. 15 мая 1951 года он умер и был похоронен в Москве на Введенском кладбище. В 2018 году, в день, когда отмечался 120-летний юбилей со дня рождения великого ученого и руководителя, в Научно-исследовательском институте самолетного оборудования была открыта мемориальная доска.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Так получилось, что первый, ставший еще и единственным в СССР, самолет "Кёртисс С-46" прибыл в нашу страну в начале 1945 года, когда Великая Отечественная война уже шла к завершению. В эти годы летательные аппараты из США в СССР поставляли в невероятно сложных условиях по трассе Аляска-Сибирь, которую сокращенно называли "АлСиб". На первом этапе войны это казалось почти невозможным из-за отсутствия аэродромов и сложных метеорологических условий. Но уже в ноябре 1941 года начались масштабные строительные работы. Был построен целый ряд базовых и запасных аэродромов. По словам специалистов, в мирное время такие работы продолжались бы не менее пяти лет. Но, первая группа самолетов из США прибыла в Красноярск уже осенью 1942 года. 

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

"Кёртисс С-46" прошел в СССР целый ряд испытаний, в результате которых были выявлены как его положительные стороны, так и недостатки. Самолет был относительно новый, изготовили его в Соединенных Штатах в 1944 году. На нем были установлены двигатели «Пратт-Уитни» и четырехлопастные винты «Кёртисс Электроматик". Первый акт испытаний был составлен в июле 1945 года. В нем отмечалось, что "Кёртисс С-46" по ряду параметров (по дальности полёта и грузоподъемности), превосходит отечественный военно-транспортный самолет Ли-2 и, в целом, соответствует требованиям к самолетам данного типа того времени. Но были и недостатки. В частности, сложность в управлении, ограниченный обзор из кабины пилотов и отсутствие рабочего места для штурмана. После прохождения испытаний "Кёртисс С-46" оставили в НИИ Военно-воздушных сил. Его использовали для транспортировки грузов, а затем списали из-за износа некоторых деталей.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.

Выпускался "Кёртисс С-46" сравнительно недолго, c 1940 по 1945 гг. Изготавливали его в четырех американских городах - Буффало, Сент-Луисе, Нью-Орлеане и Луисвилле (именно здесь был собран самолет, поставленный по ленд-лизу в Советский Союз). Всего было произведено 3 183 экземпляра. После окончания Второй мировой войны их производство было прекращено, в ВВС США они стояли на вооружении до конца шестидесятых годов. Были также попытки использовать "С-46" в качестве пассажирского самолета, но он не выдержал конкуренцию с другими, более приспособленными для этих целей моделями. А в наше время некоторых "ветеранов" можно увидеть в Арктике, где их используют для доставки грузов в труднодоступные регионы.

Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.
Фото из личного архива автора.