Манипуляции - это то, что окружает нас по всюду, при общении с людьми, в интернете, по телевизору и т.д. Часто мы даже не замечаем что нами пытаются манипулировать, по тому что просто не знаем как может выглядеть манипуляция. В этом видео мы поговорим о распатроненных способах манипуляциях и знание этих способов, поможет вам определять когда вами
пытаются манипулировать и избегать такого нежелательного воздействия.
1) Манипуляция авторитетом. Суть этого способа сводится к тому, что человек, в место того, что бы привести какой-то весомый аргумент, говорит что какая-то авторитетная личность, политик, бизнесмен, возможно его родители. Считает также, как сказал он. И это подтверждает верность его слов. В этом случае сложно что-то ответить человеку, ведь если вы не согласны с утверждением какой-то известной личности, то это значит, что вы считаете себя более компетентным в той или иной теме, чем авторитетный человек. Если во время спора или обсуждения вы слышите слова по типу: А вот такая-то личность считала также как я, то это и есть манипуляция авторитетом. Часто в качестве авторитетного человека могут приводить в пример того, кто, вообще никак не связан с темой, обсуждения. Если кто-то является хорошим экономистом, то это не значит что он также хорошо разбирается например в теме политики или медицины. К тому же проверить, а действительно ли этот человек говорил именно так, как это преподносит вам человек, с которым вы сейчас спорите невозможно, а слова могут быть выдраны из контекста. Да и всем людям свойственно ошибаться, так что если какой-то авторитетный человек высказывал мнение, которые расходится с вашим, то это еще не значит, что вы 100% не правы. Люди часто манипулируют сами того не замечая и даже не подозревая о том, что они сейчас манипулируют, да и каждый из нас тоже постоянно так или иначе манипулирует другими людьми. Но если вы будете знать про способы манипуляций, то это поможет вам защититься от них, ну или самому начать использовать эти приемы для манипуляции другими людьми, тут уж каждый решает для себя сам.
2) А вот эту манипуляцию мы постоянно встречаем в рекламе, а именно: Групповое подкрепление. Вот простой пример такой манипуляции: 9 из 10 стоматологов рекомендую использовать зубную пасту такой-то фирмы. Мы люди - существа социальные и для того что бы удачно интегрироваться в общество нам просто не обходимо соблюдать общественные нормы, высказывать популярные мнения и т.д, то есть не выделять на фоне толпы, ведь в ином случае интегрироваться в общество нам будет намного сложнее. Человек многому учиться по средству мимикрии, то есть подорожанию, мы учимся говорить повторяя за родителями и учимся что-то делать, смотря как это делают другие. Так что можно сказать, в нас изначально заложено повторять за другими и разделять мнения большинства людей. И маркетологи пользуются этим. Если к любой рекламе добавить, что большинство людей, которые пользовались этим продуктом и остались довольны, то реклама станет эффективнее, так же это часто совмещают с манипуляцией авторитетом, по типу: 9 из 10 стоматологов нас рекомендуют.
3) Следующий способ манипуляции: Иллюзия выбора. Суть данного способа заключается в том, что бы дать человеку выбор из нескольких вариантов, которые в любом случае будет выгодны манипулятору. Примеры такой манипуляции встречаются и в рекламе и в общении с другими людьми. Например, вы гуляете по торговому центу и к вам подходит промоутер како-то фитнес центра и рассказывает вас про бесплатную тренировку и в конце в место того, что бы спросить сожителе вы записаться на бесплатную тренировку, он спрашивает в какой день вам будет удобнее прийти на тренировку. Если спросить хотите ли вы записаться на тренировку, то человек сначала будет думать о том, а нужна ли ему это тренировка вообще, а когда вопрос звучит, когда вам будет удобнее записаться на тренировку, то человек сразу думает о том, когда ему будет удобно, и только потом он может сам задать себе вопрос, а нужна ли ему это тренировка вообще. То есть от постановки вопроса, зависит очень многое и если вопрос поставлен так, что любой ответ устроит манипулятора, то шансов на успех у него будет намного больше. Так что, когда вы столкнётесь с подобной ситуацией, то сначала задайте себе вопрос, а хотите ли вы этого вообще, а уже после думайте над вопросом, который был задан изначально. Есть одна интересная история с тем, как подобный прием может работать в маркетинге и при продажах. Если на улице стоит один автомат с газировкой, где продается только кока-кола, то человек будет думать о том хочет ли он газировку или нет, а если рядом будет стоять второй автомат с пепси, то человек уже будет думать о том, какую именно газировку он хочет.
4) Правило взаимного обмена - еще один популярный способ манипуляции. Этот способ базируется на том, что мы привыкли отвечать добром на добро. Если нам кто-то помог или сделал что-то приятное, то нам сложно будет отказать этому человеку, когда он попросит нас о помощи. Такая манипуляция часто встречается, как в маркетинге, так и при общении с людьми. Например, вы идете по улице и к вам подходит промоутер и говорит, что сегодня акция с бесплатной раздачей подарков, после того как вы принимаете подарок, он спрашивает не хотите ли вы пожертвовать 100 рублей в какой-то фонд. Если вы приняли этот подарок, то отказать ему будет как-то неловко, хотя если бы он сразу подошел к вам с такой просьбой, то отказать было бы намного проще. Ценность самого подарка тут не имеет особого значение, важен сам факт, что вам сделали какой-то подарок и уделили внимание, а что бы не чувствовать себя неловко, вы с большей вероятностью согласитесь на его просьбу. То же самое работает и при общении с людьми, например какой-то человек подарил вам шоколадку, а спустя несколько часов попросил вас что-то для него сделать. Тут вам тоже будет сложнее отказать, чем если бы он сразу обратился к вам с такой просьбой.
5) Принцип дефицита. С таким способом манипуляции каждый из нас сталкивается постоянно. До конца акции осталось 2 дня, количество товара ограничено, Только для вас и только сегодня скидка 50% и т.д. Суть данной манипуляции, заключается в создании иллюзии того, что вам необходимо совершить покупку или сделать какое-то действие прямо сейчас, ведь такого выгодного условия может больше не быть. Такая манипуляция очень часто используется в сфере продаж, но с такой манипуляцией можно столкнуть и при общении с людьми, как пример, подписываем договор сейчас или я подписываю договор с другим клиентом. Главная задача манипулятора заставить вас думать, что действовать нужно именно сейчас и на раздумывание времени нет. То есть сделать так что бы у вас не было времени на раздумия, ведь в таком случае вполне вероятно что вы сможете найти более выгодные условия или лучшую цену, а когда вам говорят что решение нужно принять здесь и сейчас, то вы боитесь, что вдруг вы не сможете найти условия лучше, а это возможность уже будет упущена и с большей вероятностью согласитесь на это предложение. Главное, что нужно понять - если вас торопят с принятием решения, то скорее всего тут что-то не так.
6) Следующий способ манипуляции - иллюзия одолжения или непрошенная жертва. Суть в том, что бы заставить вас думать, что манипулятор делает вам одолжение, идет на какие-то уступки, по доброте душевной, для него это не выгодно, а выгодно только для вас. Главное цель манипулятора заставить вас думать, что он сделал для вас какую-то жертву, сделал вам одолжение, и если у него это получится, то отказать манипулятору будет намного сложнее, ведь человек уже постарался, потратил какие-то ресурсы, и отказывать ему как-то неловко. Года 3 назад я ездил на рынок и хотел купить себе кроссовки. Подхожу к одной лавке и мерею понравившиеся мне кроссовки, а так стелька была на несколько сантиметров меньше подошвы и просто там болталась. Я говорю ему об этом. Мол, так и так, носить не удобно, стелька болтается, я пойду посмотрю другие кроссовки. И спустя секунд 30, когда я уже планировал уходить из этого магазина, он берет эти кроссовки и говорит, вот смотри я стельки на клей приклеил, теперь они болтаться не будут, бери. Я говорю, что мне в любом случае в них не удобно, и мне они не нужны, на что он отвечает, я уже приклеил стельки, я их уже не отклею и вообще продать не смогу, я же специально для тебя это сделал, как я их теперь продам, если ты их не возьмём и все этом духе. Вот наглядный пример работы такой манипуляции, цель заставить вас чувствовать себя неловко при отказе, в таком случае вы с большой вероятностью согласитесь на невыгодное для себя предложение.