Коммуникативные навыки, как и любые другие навыки, можно развить. Даже если от природы вы не являетесь очень общительным человеком, не очень любите говорить с людьми, это не приговор. При желании или в случае необходимости качество своей коммуникации можно улучшить. Для этого нужно освоить несколько несложных приемов.
Вряд ли я вам сейчас открою Америку, приемы известные и, на первый взгляд, очень простые, но просто знать и применять знания на практике — это далеко не одно и то же. Секрет успеха именно в применении знаний, а не во владении ими.
Вчера на моем канале вышла статья про коммуникативные барьеры и помехи, если вы пока не успели ее прочитать, вот ссылка.
Для того, чтобы в вашем общении было как можно меньше коммуникативных помех, предлагаю вам воспользоваться следующими техниками.
1. Техника активного слушания. При этой технике важно не просто делать вид, что вы слушаете, а реально внимательно слушать собеседника. Демонстрировать свое внимание, вербально и невербально.
Невербально — это через открытые позы, визуальный контакт, поворот тела в сторону собеседника, улыбку, кивание головой, ободряющие жесты и т.д.
Вербально — это уточняющие вопросы, перефразирование, резюмирование. И лучше все это делать на языке собеседника, используя привычные для него фразы, слова, термины, это увеличит шансы на взаимопонимание.
2. Техника открытых вопросов. Правильно заданный вопрос — ключ к успешной коммуникации. А закрытый вопрос, подразумевающий ответ «да» или «нет» — амбарный замок для нее. Если вам надо разговорить человека, получить от него больше информации, узнать его получше, задавайте как можно больше открытых вопросов и внимательно слушайте. Пока человек отвечает на ваши вопросы, он не только рассказывает о том, что для вас важно, но еще и начинает испытывать к вам симпатию. Люди любят тех, кому они интересны и кто готов их внимательно слушать.
3. Техника ярлыков. Я про нее прочитала в книге по ведению переговоров. Название, конечно, немного отталкивает, потому что вешать на кого-то ярлыки вроде как неправильно, но думаю, это особенности перевода. Суть техники мне понятна, и я с ней согласна.
Техника ярлыков предполагает сразу обозначать то, что происходит сейчас с другим человеком, потому что его состояние влияет на вашу коммуникацию. Например, по каким-то косвенным признакам вы поняли, что человек боится потерять авторитет в ваших глазах, но сам в этом не признается. В этот момент вы можете повесить ярлык, но не на самого человека, а на его состояние: «Я чувствую, что тебе как-то неспокойно, ты переживаешь за свою репутацию?»
И тогда вашему собеседнику станет спокойнее, что его понимают, его чувствуют. Простой вопрос может развернуть ваше общение в другую сторону.
4. Техника Я-сообщений. Эта техника спасла не одни отношения, поэтому овладеть ей надо обязательно. К сожалению, у нас до сих пор принято общаться в формате Ты-сообщений: ты специально так сказал, ты опять опоздал, ты агрессируешь на меня и т.д. Этот формат заставляет человека защищаться, оправдываться, спорить, доказывать обратное, что не очень способствует нормальному общению.
Если использовать Я-сообщения, когда человек говорит про себя, споров будет меньше. Ну как-то странно спорить с человеком, если он говорит о своих эмоциях и своем состоянии, ему явно лучше знать, что с ним происходит. Примеры Я-сообщений: я расстроена, меня это обижает, я не люблю, когда со мной так поступают, я нервничаю, когда ты опаздываешь и т.д.
Существуют и другие приемы, позитивно влияющие на общение. Но для начала можно освоить один-два, начать их применять и скоро вы заметите, как изменилась ваша коммуникация с людьми.
Желаю вам взаимопонимания с близкими!
Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.
Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🤝