Найти тему
Мама, не ори!

Что мешает эффективно общаться

Врагов нужно знать в лицо, особенно врагов своей эффективной коммуникации. Чем дольше живу, тем чаще прихожу к выводу, что среди так называемых мягких навыков одно из ведущих мест занимает коммуникация. Не умеешь общаться, не умеешь находить общий язык с людьми, не умеешь донести свою мысль до другого, быстро останешься за бортом.

Давайте сегодня про врагов нашей коммуникации. Есть даже понятие коммуникативных помех и коммуникативных барьеров.

И то, и другое — это внешние и внутренние причины, которые затрудняют общение, искажают информацию и мешают людям правильно понимать друг друга. Ключевое слово здесь «правильно», потому что мы все друг друга как-то понимаем, но как именно — это вопрос.

Причиной таких ошибок в понимании может быть как разный смысл, который каждый из нас вкладывает в то или иное понятие, так и проблемы с дикцией собеседника или сильный шум в аудитории, на улице.

Смысл коммуникативных барьеров и коммуникативных помех один и тот же, они мешают общению, но все же между ними есть небольшое отличие.

Коммуникативные помехи снижают качество коммуникации, а коммуникативные барьеры делают ее невозможной.

Например, интеллектуальный дефект собеседника, когда он не способен понимать речь — это коммуникативный барьер, а незнание иностранного языка — коммуникативная помеха, потому что можно использовать язык жестов или воспользоваться онлайн переводчиком.

Сложно влиять на коммуникативные барьеры, а вот на коммуникативные помехи можно, особенно если знать их в лицо.

Какие бывают коммуникативные помехи?

Логические. У всех логика разная, мужчины часто смеются над женской логикой, а женщины парируют, что у них она хотя бы есть. Для одного все может быть максимально логично и понятно, для другого эта логика может оказаться слишком сложной или неправильной. Например, жена спрашивает у мужа, хороший ли ассортимент в том магазине, куда они едут, а муж отвечает, что он круглосуточный. Вот и надо разбираться, у кого какая логика и кто что имеет в виду.

Стилистические. Речь собеседника не соответствует ситуативному контексту или психологическому состоянию собеседника. Видя, что подчиненный расстроен или сильно волнуется, начальник может игнорировать это и продолжать раздавать указания. А потом удивляться, почему все либо не выполнено совсем, либо выполнено не так, как надо.

Семантические. Есть специфические шутки, мемы, характерные для определенной среды, возрастной группы. Если люди из разных групп, то они могут не понять друг друга. Современные дети вряд ли также реагируют на крылатые фразы из советских фильмов, как мы, люди старшего поколения.

Фонетические. Сюда как раз относятся особенности в речи собеседника, манера его произношения, дикция. Есть люди, по которым хороший логопед просто рыдает. Они говорят так, что невозможно ничего понять, кроме предлогов и союзов. Конечно, коммуникация с такими людьми не будет эффективной.

-2

Внешние помехи. Это факторы внешней среды, которые мешают нормальному диалогу — шумы в аудитории, громко играющие дети, когда вы говорите по телефону, многолюдные улицы, сирены машин, параллельные разговоры коллег или членов семьи.

Как же все-таки выстроить эффективную коммуникацию? Об этом будет завтрашняя статья, а пока напишите, пожалуйста, с какими коммуникативными помехами вы сталкиваетесь чаще всего?

Если вам понравилась статья, пожалуйста, поставьте лайк и подпишитесь на мой канал.

Канал «Мама, не ори!»: пространство для тех, кто воспитывает детей, любит жизнь и интересуется психологией🤗