В какой степени мы правильно рассматриваем расстройства личности? Что такое концепция личности? Является ли она обоснованной? И если это обоснованная концепция, то насколько обоснована идея расстройства личности?
Если личность в целом нарушена, что подразумевается в этой фразе, то что остается? Кто остается? Какова связь между идентичностью и расстройствами личности? Как воспоминания влияют на все это?
Вероятно, что расстройства личности следует исключить из медицинских справочников и заменить посттравматическими диссоциативными состояниями.
Или, как вариант, должен быть единый диагноз расстройства личности с различными акцентуациями на диссоциативных состояниях.
Этот подход, возможно, будет отражен в следующем издании Международной классификации болезней, 11-е издание. И уже в DSM-5 у нас есть многомерный подход к некоторым расстройствам личности, включая нарциссическое расстройство личности.
Рекомендую вам ознакомиться с альтернативными моделями в Руководстве по диагностике и статистике, издание 5. Но мы очень далеки от интегративной концепции, которая даст нам реальное интуитивное представление о том, каково это - страдать расстройствами личности.
Некоторые ученые относят все на счет стыда (Мастерсон). Другие люди относят все на счет зависти (Кляйн). Другие люди относят все на счет травмы и диссоциации (Вакнин).
Может быть, стоит объединить все это, может быть, стыд — это реакция на травму, поскольку это настолько невыносимо, это диссоциировано.
Может быть, мы просто смотрим на слона, как трое слепых мудрецов. Мы смотрим на слона.
Один из нас дотрагивается до хвоста, другой трогает ногу, третий вытягивает хобот. И у нас есть три разных описания одного и того же животного. Но это все равно одно и то же животное.
Возможно, нам следует переосмыслить расстройства личности. Воспринимать их не как клиническую единицу, а как процесс уклонения и бегства, избегания и защиты от будущей травмы, одержимость травмой, навязчивая идея, связанная с травмой и ее избеганием.
Это самое близкое, что мы можем сделать, чтобы понять изнутри внутренний опыт человека с расстройством личности. Понять это состояние ужаса, безмерной уверенности в том, что мир вот-вот настигнет его, что он вот-вот снова будет страдать.
Мучительные неописуемые страдания при расстройстве личности - различные способы, которые мы выбираем для защиты от этого возобновившегося переживания, нежелательного переживания, запоздалого, не оплакиваемого переживания.
Все это тесно связано с диссоциацией. Потому что диссоциация — это то, как мы храним все отдельно друг от друга в морозилке до тех пор, пока оно нам не понадобится.
Если бы эти фрагменты, если бы эти процессы были осознанными, все люди с расстройствами личности покончили бы с собой, а не только пограничники.
Итак, все эти фрагменты личности, фрагменты "я", состояния "я" и диссоциированные состояния - ресурсы эго, называйте их, как хотите, они хранятся в холодильнике. Они ждут. Они находятся в инвентаре. Они деактивированы. Но они есть. Они находятся в распоряжении человека с расстройством личности.
Расстройство личности — это повествование, которое связывает и документирует тот факт, что личность не является непрерывной. Части отсутствуют.
Тот факт, что ничто не скреплено воедино, тот факт, что это раздробленная галактика со звездами, которые не могут общаться друг с другом, потому что разлетаются быстрее света.
Тот факт, что это черная дыра - это невыносимое осознание того, что расстройства личности играют главную и, возможно, единственную роль в создании фантастической сюжетной линии.
Это повествование, сценарий фильма, призванные убедить человека с расстройством личности в том, что он личность, хотя на самом деле, по любому определению этого слова, он таковым не является, даже близко не является.