На днях привычно посетил одно солидное автомобильное интернет-сообщество, где авторы ведут БЖ (бортовые журналы), а комментаторы обсуждают не только наличие бесконтактных зарядок на два "смартфономеста", но и реальные технические и эксплуатационные проблемы - про какой-нибудь жутковатый :)) "Tesla Cybertruck", которым однозначно никогда не обзаведусь, можно и в "За рулем" почитать. Традиционно в основном захожу в ветки, посвященные машинам, в которых более-менее разбираюсь, ну и в "околокитайские" в целях самообразования в экзотической пока что, опять-таки для меня, теме.
Итак, автор цикла обзорных статей про несколько сменивших друг друга внедорожников одну из них посвятил очень популярной нынче теме "Как дальше жить будем, братцы?". Ну и пришел к заключению, что сам он, если все происходящее сейчас на авторынке продолжится, будет просто докатывать имеющееся сейчас авто, а потом таки пересядет на "китайца". Чем вызвал немалое возмущение в рядах коллег - мол, как так, с японского "жыпа" да на ЭТО!? А знаете, для себя тоже пока иных вариантов не вижу.
Насчет "докатывать". Здесь я даже в более выигрышном положении, благо авто на пару лет моложе, чем у автора, то есть при нынешнем стиле вождения и условиях эксплуатации запаса живучести хватит еще надолго. Однако в жизни всякое бывает... ну, например:
Хорошо, но почему именно "китаец"? Ну, во-первых, есть надежда, что к тому времени товарищи из КНР все-таки поймут, как должен выглядеть нормальный экспорт и дальнейшее сопровождение собственных творений, внесут изменения в производственную политику, устранят массовые "косячки", пока что присущие большинству изделий, вне зависимости от производителя.
Во-вторых, на повестке дня, конечно же, шкурные соображения. Именно из-за них увлекаться "докатыванием" старого авто не стоит - если его продавать прямо сейчас, то вырученных средств хватит практически на два китайских почти "аналога", да, малость пониже классом, но в принципе неплохих (опять же гарантия, некоторые основные узлы и агрегаты от именитых традиционных производителей). Если подзатянуть, то, сами понимаете, это соотношение будет ухудшаться. Хотя в случае безаварийной эксплуатации еще несколько лет гешефт все равно выйдет в плюс. Напомню: при сохранении нынешних трендов авторынка.
В-третьих, в дело вступает чисто субъективный фактор - вот помру, так и не отведав на вкус продукции китайской "автокухни" (ну да, возраст дело такое). Тем более, что, например, корейский автопром прошел мимо меня, и это при том, что изделия мастеров Страны Утренней Свежести были не только у детей, но и у отца. Как такое получилось?
Да просто виною "ревущие девяностые", когда отношение к авто из РК здорово походило на нынешнее к авто из КНР (правда, тридцать лет назад рынок иномарок стремительно расширялся, сейчас же резко сузился, фактически оставив его за китайцами, и, соответственно, выбора-то особо и нет). Давайте вспомним, что тогда присутствовало на рынке из "корейцев", естественно, б/у, поскольку новые иномарки мало кто мог себе позволить. Не вспоминается? Вот-вот, но все же попробуем. А заодно добавлю еще несколько штришков к картине маслом, дабы лучше ощутить "аромат" той эпохи.
На фото - тогдашний флагман "Hyundai Sonata" 2-го поколения (1988 - 1993 гг.).
Вроде ничего машинка, для тех-то лет. Только, как и большинство тогдашних корейских авто, это перепев японской модели, в данном случае - выпускавшегося с 1983 по 1990 годы "Mitsubishi Galant V". И вполне логично выглядело решение за те же деньги взять оригинал, пусть малость постарше возрастом. Все-таки Южная Корея тогда больше ассоциировалась с микроволновками да видеоплеерами, а "Ниссан", "Мицубиси" и тем паче божественная :)) "Тойота" давно были на слуху.
Первый "штришок"
Да простят меня жители Дальнего Востока и Восточной Сибири, имевшие дело с совершенно другими модельными рядами, но в расположенной по левую сторону Урала части страны и с "японцами" было непросто. Перед нами тоже флагман, только для скупердяйского :)) европейского рынка - "Toyota Camry II" (V20):
Приятственная такая машинка с простеньким, но качественным интерьером. И все бы ничего, вот только размерчик подкачал: короче современной "Короллы" почти на 15 сантиметров. И это во времена, когда имеющий кое-какие деньги народ наконец получил возможность обзавестись пусть древним, но все еще шикарным иностранным "аналогом" мало кому доступных в советские времена авто бизнес- и даже представительского класса!
Авторское отступление:
В самом начале 90-х свою первую иномарку (естественно, очень б/у) брал в Германии. И никак не мог взять в толк, почему мой громадный "Сенатор" стоит в два с половиной раза дешевле какой-то занюханной :)) "Тойоты", что-то вроде нашей 2109.
А то, что японка была трехлетней, а опель почти десятилетним, в расчет не бралось, сказывалось советское воспитание, согласно которому любая "Волга" лучше нового "Жигуля" - как же, ведь на такой аж первый секретарь горкома ездит! И вообще она большая.
В общем, после дефицита хотелось всего и сразу :)). Примеры тогдашних объявлений: "Электропакет, кожа-рожа все дела", "Полная панель". И, что удивительно, интересанты прекрасно понимали, о чем идет речь.
А это еще один из ведущих критериев тогдашнего, вернее, уже конца 90-х, выбора: "Продается Ford Excursion. Большой, больше Субурбана". И все!
Вот где японцы, наряду с янки, действительно тогда "держали мазу", так это в классе внедорожников/вседорожников. Однако корейцы тоже не дремали, увы, используя традиционный для тех времен подход копирования (чем по большому счету занимались китайцы, да и до сих пор занимаются).
Это "Hyundai Galloper" первого поколения (1991—1997 гг.), кстати, по сей день иногда встречающийся на наших дорогах. То есть машинка вполне крепенькая, да и в целом неплохая. Но... По сути это не что иное, как "Mitsubishi Pajero" тоже 1-го поколения (1981 - 1991 гг.). И дилемма "взять заметно дешевле непонятного нового Галлопера легендарный "первый паджерик" или за те же деньги трехлетний Паджеро-2" в большинстве случаев решалась не в пользу "корейца". Особенно с учетом того, что значительную часть 90-х "Mitsubishi Pajero II" имел еще и имидж "крутой тачки", который постепенно сходил на нет под натиском "Гранд Чероки", "Тахо" и больших "крузаков".
Но был, товарищи, у корейцев один производитель, изделия которого действительно удивляли. Главным образом - дизайном.
На фото - "SsangYong Musso". Эта небольшая компания, недавно переименованная в "KG Mobility", всю свою историю выделялась из рядов азиатских производителей нестандартным подходом к экстерьеру изделий, у некоторых ну очень спорным. Но "Муссо" ("Носорог") вышел действительно классным, мускулистым, стремительным, но солидным, и реально пользовался спросом, особенно с учетом производимых по лицензии "Мерседес-Бенц" силовых агрегатов. Правда, далеко не всем он был по карману - начало выпуска датируется 1993 годом, а значит, все тогдашние авто были или новыми или почти новыми.
В общем, это была единственная корейская машина, на которую положил глаз, однако хотелки обломились, как раз по финансовым соображениям - проще (и уж точно не хуже) обзавестись подержанным "Паджеро II", причем с дешманским :)) 3-литровым атмосферным движком.
Второй (и заключительный) "штришок"
Похожая история, кстати, вышла и с дизельными моделями, коих у меня никогда не было. Как и корейские авто, они не вызывали никакого интереса - это пусть экономящие каждый пфенниг фрицы катаются на "тарахтелках". Сами посудите: на кой черт нужен "вонючий трактор" (а тогдашние моторы на тяжелом топливе вызывали именно такие ассоциации), если есть возможность купить нормальную тачку?
Так прошли 90-е, ну а потом дизели все совершенствовались и совершенствовались, пока не превратились в современные, переусложненные, напичканные экологическими "нано-технологиями" агрегаты. И единственное их преимущество - тепловозная тяга, столь необходимая на тяжелых внедорожниках и пикапах, для машин, эксплуатируемых далеко не на улицах мегаполиса (это я про свою ситуацию), сошло на нет.
Опять-таки, в принципе зная теорию, практики эксплуатации, обслуживания и ремонта подобных движков не имею, стало быть случись чего, не смогу самостоятельно выполнить хотя бы элементарные работы, чтобы дотянуть из лесных "бебеней" :)) до автосервиса. А учиться уже несколько поздновато, да и неохота, просто не вижу необходимости. Лучше действительно, возвращаясь к началу статьи, если уж с "корейцами" не вышло, глядишь, с "китайцами" получится - у тех хоть движки, пусть и тоже далеко не "олд скул", но в принципе обычные бензиновые турбоняшки, содранные у немцев или шведов.
* * *
Еще статьи по теме: