И вновь про машинки. Буквально на глазах происходит некое переформатирование рынка и, соответственно, автопарк тоже заметно меняется. В какую сторону... это мы сейчас и посмотрим, хотя выводы предсказать нетрудно (примечание: на сей раз фото буду давать уже не просто в качестве абстрактных иллюстраций, а в рамках контекста, поскольку тему данной статьи никак не отнесешь к рекламной).
После некоторого затишья, вызванного резкими скачками валютных курсов и прочими прелестями сегодняшнего бытия, когда владельцы и жаждущие приобрести четырехколесного друга тоже замерли в ожидании хоть какой-то стабильности, судя по тому, что заметно во дворах и на городских улицах, наметилось изрядное оживление. Вот основные тенденции, определенные на основе личных наблюдений всего лишь за последний месяц. Сразу замечу, что речь идет о провинции Центральной России, в столицах или, например, на Дальнем Востоке все выглядит, естественно, иначе.
"Китайское нашествие" пока откладывается
Итак, вопреки ожиданиям, китайские изделия отнюдь не заполонили проезжую часть. Народ в глубинке недоверчивый, не очень падкий на любую моду, пусть и вынужденную, к тому же не шибко зажиточный. Отсюда и предпочтения.
Если помните, была на этом канале статья под многое говорящим заголовком "Все выше, выше и выше": цены на машины и "злой волк", точнее - "волки". Там я в частности писал, что в ближайшее время в качестве консультанта могу поучаствовать в приобретении китайского рамного внедорожника "премиум-класса". Так вот, покупка не состоялась, поскольку в полном соответствии с озвученным в статье моим же прогнозом весьма привлекательная на тот момент официальная цена авто действительно выросла, да не просто выросла, а на... миллиончик (самое смешное, что узнал я об этом буквально через пару дней после ее опубликования). В "почему да как" углубляться не будем, просто констатация факта.
В результате вместо вожделенного "аналога" бывшего бестселлера в лице "Land Cruiser 300" был приобретен тоже "китаец" (ну, настроился человек, чего уж задний ход давать), но по более интересному варианту. На сей раз дилерская цена не устраивала изначально и авто было поставлено по "серой" схеме напрямую из КНР. Да, на дисплейчиках пока весело мелькают иероглифы (с русификацией, кстати, проблем не предвидится), нет дилерской гарантии, отсутствуют "теплые опции" вроде электрообогрева лобового стекла, но здесь греет другое - конечная стоимость "под ключ" оказалась ниже официальной опять-таки примерно на тот же миллиончик.
То есть люди пока что не собираются брать "котов в мешках", коими в наших краях большинство до сих пор считает китайские машины, по ценам, в первом приближении сопоставимым с проверенными временем корейцами и японцами, и плевать на отсутствие официальных поставок и прочий геморрой (хотя с продолжением санкций отношение, скорее всего, вынужденно поменяется). Увы, как раз у большинства сейчас просто нет средств ни на "китайцев", ни на "корейцев" в состоянии "муха не сидела". А раз нет возможности купить новый автомобиль, значит, да здравствует вторичка!
"Вторые руки" - наше все
Вот тут веселье развернулось в полный рост. С отечественными авто, в том числе еще советского разлива, дело ясное - несмотря на снобистское определение данных изделий как "ведро с болтами", машинки эти при регулярном прикладывании рук и сравнительно небольших вложениях способны оставаться на ходу десятилетиями.
Не только "десятки" с "Приорами", но и "семерки" с "шестерками" во множестве наблюдаются на наших улицах и во дворах, причем как раз в последние пару месяцев их количество явно увеличилось. Видать, где-то так и стояли в гаражах, надеясь тихо дожить свой век, пока действительность вновь не призвала их на службу народу :)). На днях вообще лицезрел бодро катящий "арахисовый" Москвич-2141, запчасти на который наверняка достать не проще, чем к творениям AMG.
С иномарками все еще веселее. Ладно, массово проявились достаточно крепенькие и беспроблемные, но уже вроде как почти ушедшие в прошлое "Lacetti" или "Spectra", откуда-то высыпали на улицы "Tucson" и Santa Fe" середины 2000-х, но в воздухе ощутимо запахло и вовсе лохматыми девяностыми. Здесь уже правят бал Европа с небольшой примесью США и Японии.
С ностальгией провожаю взглядом невесть откуда взявшиеся в таких количествах действительно вечные "Passat B3", "Audi 80" и "Audi 100", причем последние встречаются даже не C4, а вовсе легендарные "сигары" в 44-м кузове (на фото как раз такая, из числа т.н. "переходных"). Что ж, внедрение компанией во второй половине 80-х полной оцинковки благотворно сказалось на долгожительстве моделей VAG.
Ба, не может быть - да это же великий "Jeep Grand Cherokee", о котором можно саги слагать, опять таки в классическом "бандитском" радикально черном цвете еще дорестайлингового кузова ZJ (на фото внизу - уже рестайл, хотя неспециалист их отличить не способен). И, как положено, с шильдиком "V8" - у самого такой когда-то был прилеплен, при том что движок стоял "нищебродский" с шестью цилиндрами, зато с шикарной 242-й раздаткой.
О, Боже, мне не снится - "Opel Kadett D" в кузове "универсал" аж из 70-х, едет сам, сияя свеженькой краской, и даже без клубов дыма позади!
Этот-то откуда вылез, точнее, как он смог дожить до наших дней? Хотя да, в отличие от больших "опелей" тех славных годов ("Рекорд", "Коммодор", "Сенатор") маленькие, вроде того же "Кадета", "Асконы" и тем более крайне популярной в 90-е "Вектры", были куда более живучими.
Ага, вот и гости из Страны восходящего солнца. "Паджеро" второго поколения только в соседних дворах за последние пару месяцев нарисовались в количестве трех экземпляров. В основном с надежнейшим 3-литровым 6G72, пережившим три десятилетия и столько же генераций модели (смог по достоинству их оценить на "Pajero II" и IV). Но попался и редкий для наших мест экземпляр "Nissan Patrol GR I" - мечтал когда-то именно о таком, на мой взгляд, выглядевшем куда круче как раз вошедших тогда в моду "шестидесятых" крузаков, но не сложилось. Черт, да он и сейчас, по прошествии тридцати лет, крут!
А вот у магазина припаркована когда-то крайне популярная на Востоке страны и, по отзывам тамошних коллег, неубиваемая "Toyota Mark II".
В наших краях "праворульки" вообще крайне мало распространены, особенно в последнее десятилетие, но "иногда они возвращаются снова..." Правда, после совсем недавних санкционных ограничений с японской стороны возродившаяся вроде бы тенденция роста поставок б/у машин с правым рулем снова оборвалась, а дальневосточники, судя по поступающей информации, буквально скрепя сердце, переключаются на КНР. Наверное, "восточный гость" как раз из последней волны.
Вместо заключения
В общем, товарищи, пока что невеселая картинка вырисовывается. Автомобиль снова превращается из средства передвижения в предмет роскоши. Извините, но "Lada Granta" за 600 (а в некоторых исполнениях и за 800) тысяч как-то напрягает. Неудивительно, что сограждане вновь обратили внимание на старенькие и вовсе древние иномарки или извлеченные из пенсионерских гаражей малость подшаманенные "девятки", которые в последние годы иначе как "автохламом" в приличном обществе :)) уже и не называли.
Государство, как водится, внесло свою лепту, причем основную: на фоне почти тотальных санкций основных автопроизводителей забрезжившая было некая "отдушина" в лице Китая тоже накрылась медным тазом - у нас изделия из Поднебесной обходятся в две китайские цены, и не китайцы здесь задают тон (да здравствуют "серые" дилеры!).
Понять можно, как это ни называй, война на дворе, да, странная какая-то, но война, штука, как известно, крайне затратная. Но все войны рано или поздно заканчиваются. Потерпим? Тем более, что та же "Гранта" в 2023 году стала самым продаваемым автомобилем в России - ездить на чем-то надо...