Цени свой стыд, чти свой стыд, уважай чувство стыда так переводиться одна из Дельфийских максим, написанных в храме Аполлона. Когда я впервые их прочитал именно эта зацепила меня больше всего. Казалось бы, зачем обходить почтением такую сущность как чувство стыда? Стыд сам по себе пренеприятное и тяжёлое переживание, от которого хочется поскорее избавиться. Пусть даже и проваливавшись под землю от стыдящих взглядов. Любой ценой прекратить переживать презрение, слабость, зависимость, неполноценность, собственную никчемность любой ценой.
Стыд сам по себе максимально социальное переживание. Для стыда нужна увиденность или возможность быть увиденным. Вне замеченности или вне идеи замеченности стыда нет. Стыд в отличии от вины затрагивает не поступки, ошибки, а саму сущность человека. Все связанное с человеческой ценностью себя, признанием, принадлежностью.
Самый хрестоматийный пример стыда, это осознание своей наготы Евой, после вкушения райского яблока с древа познания добра и зла. Для того что бы иметь возможность испытывать стыд, необходимо осознавать хорошее и плохое, достойное и недостойное. Стыд и оценка крепко связаны вместе. Без разделения добра и зла стыда тоже не существует, как и без глаз смотрящего. Для стыда нужна достаточно развитая система ценностей. Только вкусив плод с дерева познания добра и зла можно испытать стыд.
Оценочность своего поведения берет свое начало из того, как другие, оценивали нас. Что в нас хвалили, что наоборот не принимали. Это и создает идею плохости и изолированности при переживании стыда.
- Хорошие мальчики/девочки так не делают.
- Тебе должно быть стыдно за это.
- Ни стыда не совести.
Так и создается стыд. Есть важный человек, который транслирует нам некоторые ценности и нормы посредством стыда. Как должен выглядеть достойный представитель общества, что допустимо, а что совершенно нет. Стыд есть осознание своей неприемлемости, неуместности, почти что представляет собой изгнание. Для того что бы они усвоились нормально, стыжение должно бы быть хорошо объяснено и в нем должны отсутствовать противоречия. Должна быть четко оформленная мысль. Т.е., по сути, все мы в норме в определенном возрасте срываем плод с запретного дерева, познаем, как нам являться в обществе, как быть, что можно, а что не следует. Правда вместо изгнания из рая, случается обратная ситуация. Общество принимает нас, если мы способны отличать дурное от хорошего и способны испытать стыд за свое поведение или слова. Невозможно жить в обществе познавших добро и зло не зная ни того, ни другого.
Иначе говоря, стыд как явление можно сказать крайне социален. Он создается обществом и не существует вне общественной жизни. Стыд позволяет нам ввести себя пристойно, так что бы наше поведение было принято другими. Его задача сохранить контакт с близкими и сообществом, затормозив нежелательный импульс. Стыдливость и социальность находятся в крепкой связи.
Так же без стыда нет и понятия близости, интимности. То что допустимо и нормально с глазу на глаз, то не всегда так же приемлемо выставлять на всеобщее обозрение. Этим как раз грешит современность, где частное наоборот вываливается через блоги, каналы, соцсети. Особенно часто такое поведение свойственно подросткам. Принципиально не может быть близости со всеми. Если такое ощущение есть, значит что-то человек проскакивает. Чрезмерная открытость тоже, по сути, избегание близости, так как утрачивается трепет свойственный малой дистанции. Без него близость теряет свою ценность и значение. Расстояние, на которое мы подпускаем верного друга должно отличаться от такового между просто знакомым или группой людей. Как раз ощущение стыда в норме возникает, когда расстояние неуместно снижено. Неважно нами или собеседником. Если ощущение стыда оно не обнаруживается, это уже симптоматично. Значит в построение контакта человек нечто "проскакивает".
Таким образом стыд достаточно сложное и многогранное явление. Ему надлежит задача сохранить контакт с важными и нужными для нас людьми, с сообществом в которое мы включены. Он своим существование говорит, что мы знаем усвоили нормы общества, где мы живем, способны к сознательному контролю своего поведения и можем избегать импульсивности. Способны понимать меру дистанции, отличаем личное от общественного. Древние греки были правы, что ценили и уважали способность переживать стыд. В здоровом своем проявлении стыд играет достаточно важную и сложную роль поддерживая социализацию.
Автор: Игорь Ильин
Психолог, Гештальт-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru