Как показал опыт последних конфликтов (а особенно СВО), для выполнения различных задач военнослужащие чаще всего используют гражданские модели легковых транспортных средств.
Причин этому несколько:
- Отсутствие легковой легкобронированой техники (например в ВС РФ не пошёл легковой бронеавтомобиль "Стрела") или сильная нехватка такой техники или полное отсутствие по штату (например Тигр полностью отсутствует у мотострелков);
- Наличие на гражданском рынке запчастей по доступным ценам, возможность проводить несложный ремонт своими силами или с помощью гражданских СТО (в то время как рембаты часто перегружены);
- Высокая надёжность, в особенности, иностранных автомобилей (Toyota, Mitsubishi) по сравнению со штатными транспортными средствами, стоящими на вооружении;
- Низкая заметность (в том числе звуковая), хорошая проходимость основных моделей (не Жигули) и большая скорость легковых автомобилей позволяют им подъезжать максимально близко к ЛБС - в те места, куда просто не поедет Камаз или БТР/БМП;
- Целесообразность использования (нет нужды ради доставки на позиции расчёта ПТУР или еды для 12 человек гнать тяжелую и прожорливую технику.
Собственно на фронте имеется множество легковых автомобилей, рассмотрим их плюсы и минусы и дадим размышления по их применению и улучшению как в общем так и конкретно.
В идеале машина должна быть с дизельным двигателем (в танки и БТРы сейчас льют дизельное топливо от Роснефти хорошего качества, а значит вы не останетесь без топлива и личные траты на него можно будет свети к нулю) и, в добавок, низкая пожароопасность дизеля.
Сразу перед отправкой машины на ЛБС необходимо по возможности (особенно если позволяет модель) сделать ряд улучшений:
Установка сепаратного фильтра (качество дизеля может быть испорчено качеством его хранения);
Установка внедорожной резины. Лучше всего ставить AT с хорошим протектором. Запасные покрышки тоже должны быть идентичные основным колёсами;
По возможности установить силовой обвес по кругу (бампера передний и задний, пороги, полную защиту днища, экспедиционный багажник. В нем действительно есть смысл для продления срока службы и выполнения большего спектра задач;
Соответственно необходимо усилить подвесную систему (амортизаторы, пружины, рессоры;
Катализатор и ЕГР при его наличие на наш взгляд лучше удалить, транспорт перепрошить. Экология на войне не заботит;
Лебёдка тоже необходима. Так как движение часто проходит по накатанным тяжёлой техникой полевым дорогам которые никто не выравнивает и после дождя или частых дождей они становятся не проходимы даже для Тигров. И возможность вытащить себя лишней не будет;
Установка дополнительного света тоже не будет лишним. Светомаскировка необходима не всегда, а противника в ближнем тылу активно ставит мины системами дистанционного минирования которые необходимо увидеть;
Также стоит добавить что лишним не будет установка ИК фар для вождения с использованием ПНВ;
Не будет лишним изменить конфигурацию проводки машины таким образом, чтобы получить возможность оперативного полного отключения освещения т/с (ходовые огни, стоп-сигналы, подсветку приборной панели и кнопок);
По возможности для защиты лако-красочного покрытия затянуть машину плёнкой цвета местности или покрыть Раптором;
Анти-коррозийная обработка не всегда нужна (в зоне СВО климат мягкий и соль на дороги не сыпят), но по возможности стоит;
Стекла в круг затянуть защитной плёнкой - чтобы при близком взрыве не пострадало лицо от осколков стекла и стекло не осыпалось (не всегда есть возможность поменять, а ездить с дыркой комфортнее чем без стекла).
По сути, самые необходимые транспортные средства это:
Пикапы;
Джипы;
Нивы;
Буханка.
Стоит помнить, чем новее машина - тем она лучше. Мы уже устали слушать про старые автомобили (выпуска 89-92 года; люди столько не живут - а машина и подавно жить не должна), якобы они лучше и тем и этим. Может быть. Но поломка в самый неподходящий момент детали умершей от старости может стоить жизни экипажу.
1. Пикап
Конечно наиболее применяемым автомобилем является пикап. Лучшие из пикапов, на наш взгляд, это конечно Toyota Hilux и Mitsubishi L200. В первую очередь качественные и неприхотливые, обладающие отличной проходимостью и правильными размерами. Наличие кунга, по сути, по желанию и под задачи. Огромный выбор тюнинга.
Пикапы JAC пока новые себя неплохо проявили, но со временем возникают проблемы с раздаткой (особенно при интенсивной езде по грязи) и все еще сложно найти запчасти.
УАЗ Патриот в кузове пикап - тоже неплохая машина для войны. Проходимость отличная и дешевые запчасти, но к сожалению хромает надёжность отечественного автопрома и существует необходимо постоянно следить за техническим состоянием, мало-мощные двигатели в основном бензиновые, а странная форма кузова (маленькая длинна) ограничивает перевозку ряда грузов.
2. Джипы
В первую очередь это УАЗ Патриот (все плюсы и минусы такие же, как у УАЗ Патриот-пикап). Toyota Land Cruiser 80 или 100 (чем свежее тем лучше, выдающиеся данные и простота обслуживания, плюс минимум электроники). По сути, любой надёжный джип будет лучше чем его отсутствие.
3. Нива трехдверка
Очень популярная машина за свою простоту и отличную проходимость. Чинить можно во дворе, очень низкая цена запчастей. Спокойно перевозит расчёт из 2 человек и тяжёлое вооружение (ПТУР или АГС). При необходимости в багажнике можно вывезти раненого (если сняты задние кресла). Маленькие габариты позволяют незаметно подъезжать на самый передний край, не особо привлекает внимание противника. Огромный выбор тюнинга. Из минусов - достаточно слабая штатная подвесная система требующая постоянного ремонта. Слабый бензиновый двигатель, отсутствие дизельного двигателя. Довольно прожорливая по топливу. Низкая грузоподьемность (по факту 400 кг уже тяжело по бездорожью) а это 2 бойца в экипировке, 1 ПУ ПТУР и 3 ракеты комплекса Корнет.
4. УАЗ Буханка (или Уаз Фермер)
За исключением того что машина в штатной комплектации не очень надёжна и требует пристального контроля за состоянием - незаменимый вид транспорта за счёт своей вместительности, цены и проходимости (жаль, что разработчики так и не доведут все до ума и не сделают качественно). Основное средство подвоза и доставки габаритных грузов и личного состава. Очень бы хотелось увидеть версию с дизельным мотором и металлом чуть толще чем фольга.
К сожалению, из-за нехватки машин данных классов личный состав покупает непригодные для выполнения БЗ легковые автомобили самой доступной категории (жигули разных моделей), которые быстро становятся ориентирами вдоль дорог.
Опять же, каждое транспортное средство должно иметь на борту:
- Домкрат;
- Компрессор;
- Набор ключей и инструментов;
- Пена для устранения пробоин в шинах, жгуты;
- Запас топлива (от 20 до 40 литров ) в металлической канистре;
- Воронка;
- Маскировочная сеть;
- Лопата;
- Трос буксировочный;
- По возможности второе запасное колесо.
Стоит напомнить, что нормальные транспортные средства - это примерно на 70% помощь волонтёров, на 20% куплено самими военными и не более 10% выдано родиной.
Водитель, закреплённый за автомобилем, у которого есть опыт или умение использовать джипы в условиях бездорожья - это отличный бонус как к использованию авто, так и к его обслуживанию.
Ну и конечно стоит помнить о главной проблеме - по некому дебильному распоряжению в зоне СВО военнослужащим запрещено пользоваться личным транспортом. Под это понятие попадает личный транспорт и транспорт переданный волонтёрами-гуманитарщиками, который не поставлен на баланс в/ч (по сути подарен государству, и в/ч распоряжается им на усмотрение командира. Поэтому не факт что ездить вы будете на нем на ЛБС, а не командир в тылу). Конечно, чем ближе к передовой, тем меньше на это обращают внимания блок-посты, но чем дальше в тыл и ближе к границе, тем больше с этим проблем.