Найти в Дзене

В России ждет долгая дорога к массовому потребителю

Оглавление

Спрос на электрокары в России динамично растет. В 2023 году в стране было реализовано 14 тыс. авто на электрическом ходу, это в 4,7 раз больше, чем годом ранее, по данным «Автостата».

Ранее динамика продвижения электрокаров на российском рынке тоже была высокой, что, безусловно, объясняется еще и эффектом «низкой базы». Например, в 2022 году прирост их продаж составил 33% и достиг почти 3 тыс. единиц, в 2021-м спрос увеличился в 3,2 раза, до 2,25 тыс. единиц.

По подсчетам «Автостата», в пятерку самых популярных брендов электрокаров в России в настоящее время входят китайские марки Zeekr и Voyah, российская Evolute, немецкий Volkswagen и американская Tesla.

При этом продажи электрокаров на рынке новых автомобилей в России сейчас составляют всего 1,3%. В общем отечественном автопарке доля машин с электрическим приводом минимальна. По данным ГИБДД, к концу прошлого года всего на учете было зарегистрировано около 40 тыс. электромобилей, что составляет 0,07% от всех зарегистрированных легковых автомобилей в стране.

-2

Глобальное торможение

Разгон продаж электромобилей в России совпадает с мировым трендом роста популярности этого вида автотранспорта. По данным британской консалтинговой компании Rho Motion, в 2023 году в мире было продано 9,5 млн автомобилей на электрической тяге, это на 31% больше, чем годом ранее.

Другие данные Rho Motion говорят о замедлении тренда. Еще в 2022 году прирост продаж был вдвое больше и составлял 60%, а в 2024-м прирост может упасть до 20%. В этом году доля чисто электрических машин в мировых продажах новых авто сократится до 14% по сравнению с 17% в 2023-м, по данным BloombergNEF.

-3

Причина падения динамики в том, что в последние месяцы мировые компании hi-tech и автопроизводители демонстрируют снижение энтузиазма в отношении автомобилей такого типа. Например, Apple закрыла проект по разработке электромобиля, в который инвестировала последние десять лет. Aston Martin отложила дебют первого серийного электромобиля, отказалась от выпуска электрических кроссоверов и седана под суббрендом Lagonda. Руководство германской Mercedes-Benz отозвало ранее данное обещание в 2030 году полностью перейти на выпуск электрокаров и заявило о возобновлении исследовательской деятельности в области двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

-4

При этом еще осенью 2022 года Еврокомиссия постановила, что с 2035-го в ЕС не будут продаваться автомобили с ДВС. Высока вероятность, что это решение в 2026 году будет пересматриваться, с такой инициативой выступает Германия.

Самая благоприятная ситуация для электромобилей сейчас в Китае. По прогнозу BloombergNEF, в текущем году здесь будет продано шесть из каждых десяти произведенных в мире машин с электродвигателем. Доля электрокаров на внутреннем китайском рынке новых авто в этом году достигнет 38%.

Торможение распространения электрокаров в мире связано с несколькими ключевыми причинами. Во-первых, электромобили все еще считаются сравнительно дорогой покупкой. В среднем они минимум на треть дороже, чем машины такого же класса с бензиновым или дизельным мотором. «Электромобили сейчас на рынке позиционируются как дорогие изделия, и для их продажи необходимо предоставление субсидий и дотаций со стороны правительства», — комментирует директор конструкторского бюро «Спектр» Владислав Давиденко.

Во-вторых, запас хода даже у самых продаваемых электромобилей не более 300–400 км, а до полной зарядки электрокару нужно несколько часов. В-третьих, развитие зарядной инфраструктуры для электромобилей отстает от темпов их продаж во всем мире. Например, в США сейчас насчитывается около 40 тыс. быстрых зарядных станций, это в три раза меньше, чем необходимо стране уже сегодня.

-5

Государственные льготы

Производителям электромобилей удастся преодолеть трудности и постепенно наращивать свое присутствие на дорогах, в том числе в России, где продолжает действовать ряд существенных льгот для покупателей электрокаров, убеждены участники авторынка.

Прежде всего на собираемые в России электрокары полагается внушительная государственная субсидия — до 925 тыс. руб. (получает конечный приобретатель автомобиля), что сейчас может достигать почти трети розничной стоимости электромобиля.

Кроме того, владельцы электромашин в России сегодня освобождены от транспортного налога, имеют льготы при страховании ОСАГО, подчеркивает генеральный директор группы компаний «АвтоСпецЦентр» Андрей Терлюкевич. Им также положены бесплатные парковочные места во многих городах, в том числе в столице, бесплатный проезд по ряду коммерческих трасс федерального значения и возможность бесплатно заряжать автомобили на определенных типах станций (к примеру, на сети энергозаправок «Энергия Москвы»).

Авто
5,66 млн интересуются