Найти в Дзене
Клиника доктора Шурова

Топ-6 нездоровых установок о работе, которые приводят к выгоранию и тормозят наш рост — объясняет психотерапевт

Оглавление

«Постоянно чувствую усталость, даже после полноценного сна и выходных», «Я так много работаю, но я все еще беден…». Нередко выгорание на работе и трудности с карьерным ростом связаны не столько с внешними обстоятельствами, сколько с дисфункциональными привычками мышления, которое формируют нездоровые поведенческие модели и заставляют нас принимать невыгодные для себя решения. Главный врач нашей клиники, психиатр и психотерапевт Василий Шуров комментирует 6 наиболее распространенных убеждений о работе, которые могут хронически портить нам жизнь.

1. «Я не могу всех подвести»

«Ну не могу же я всех подвести? Кто, если не я?»… Эти фразы — жизненное кредо «идеального сотрудника», который зачастую «тащит на себе всю фирму». У этих убеждений есть сразу несколько составляющих.

  • Внешняя ориентация. Человеку крайне важно, «что подумают другие»: он полностью сосредоточен на мнениях окружающих людей и зависит от их критики, пытается предугадать их желания и потребности. Поэтому стремится быть самым ответственным и полезным, «образцово-показательным» сотрудником.
  • Неумение отказывать. Из-за установки «Я не могу всех подвести» человек регулярно соглашается на переработки, взваливает на себя чужие обязанности. Он не умеет говорить «Нет» и легко поддается на манипуляции стыдом, виной, чувством долга.
  • Жертвенное поведение. Человек не ставит личные потребности и желания в приоритет. В стремлении «быть полезным» он регулярно жертвует собой ради интересов окружающих — коллег, начальства, всей фирмы. Он принимает звонки в нерабочее время и на выходных, «срывается» на срочную работу в свой отпуск, пропускает важные личные и семейные мероприятия.

Так установка «Я не могу всех подвести» провоцирует постоянные перегрузки, нехватку свободного времени и ресурсов для удовлетворения собственных потребностей и желаний. Человек недосыпает, перерабатывает, его нервная система и весь организм находятся в состоянии хронического стресса.

И в перспективе это приводит к повышенной раздражительности и тревожности, эмоциональным «взрывам» и скандалам по пустякам, необдуманным решениям (увольнение «одним днем» и т. д.).

-2

2. «Хочешь сделать хорошо — сделай это сам»

Еще одна нездоровая рабочая установка гиперответственного сотрудника. Чаще всего касается работников, которые занимают руководящие посты — мелкие или крупные.

  • Перфекционизм и черно-белое мышление. Человек страдает от болезненного перфекционизма и мыслит крайними категориями: «все или ничего». Поэтому работа всегда должна быть выполнена или идеально, или никак. Он требует такого отношения к работе от самого себя — и от окружающих.
  • Страх потерять контроль. Еще одна причина и характерная черта излишне «самостоятельного» сотрудника — страх потерять контроль над ситуацией. Когда человек выполняет задачу в одиночестве, он полностью осведомлен обо всех деталях процесса и ощущает себя более спокойно.
  • Недостаток навыков. За излишней «самостоятельностью» также скрывается банальная нехватка навыков: неумение находить общий язык с членами команды, четко и понятно ставить задачу перед сотрудниками, обучать и наставлять их, «подтягивать» на нужный уровень.
  • Страх просить о помощи. За убеждением «Хочет сделать хорошо — сделай сам» часто скрывается еще одна деструктивная установка — «Просить о помощи = проявлять слабость, унижаться». В этом случае сотруднику легче обречь себя на переработки и недосып, чем принять помощь коллег.

Все эти факторы звучат довольно притягательно, как в фильмах про «крутых карьеристов». Но на деле излишняя самостоятельность и неумение делегировать задачи лишь снижает эффективность — как самого сотрудника, так и всей компании.

Человек распыляет свое время по мелким задачам, вынужден тратить лишнее время и ресурсы на переключение между разными процессами и постоянную расстановку текущих приоритетов, заставляет других сотрудников чувствовать себя бесполезными, непрофессиональными, уязвленными и униженными.

-3

3. «Настоящая работа — только тяжелый труд и превозмогание»

Еще одна распространенная установка о работе, которая высасывает наши силы. У нее несколько составляющих.

  • Настоящий труд = изматывающий и тяжелый. Человек искренне убежден, что карьерный успех зависит прежде всего от степени тяжести труда. Если ты не страдаешь от недосыпа и не спишь на рабочем месте во времена авралов, не берешь на себя переработки и чужие обязанности, не ощущаешь сильнейшую усталость от перегрузок — то ты подходишь к работе несерьезно и не заслуживаешь уважения.
  • Игра «Кому тяжелее». В общении такой сотрудник часто устраивает своеобразное «соревнование страданий»: кто сильнее вымотался на работе и больше пожертвовал ради успеха проекта, тот и победитель. «Ты спал только 4 часа? Ха, да я вообще сегодня не ложился, над проектом сидел!».
  • Ожидание восхищения. Сотрудник с такой позицией часто ожидает от коллег и начальства восхищенных отзывов: он хочет, чтобы все вокруг оценили принесенные им жертвы и тяжесть его труда.

Такие установки заставляют человека регулярно работать на пределе сил. Но, увы, это крайне редко вознаграждается карьерным успехом: чаще сотрудник сталкивается с тем, что его сверх-усилия быстро начинают воспринимать как норму, и вместо желаемого восхищения и уважения человек получает завышенные ожидания и требования от начальства и коллег: «Ну тебе ведь легко все дается, сделай еще больше работы!».

Но и это еще не все. Установка «настоящая работа — только тяжелая и изнурительная» не позволяет человеку оптимизировать свой рабочий процесс. Вместо развития личного тайм-менеджмента, повышения квалификации и перехода на высокооплачиваемую должность с более комфортными условиями труда человек годами остается на одной позиции и вынужден постоянно перерабатывать.

-4

4. «Деньги портят человека!»

Еще одна деструктивная установка — отношение к деньгам как к чему-то негативному:

  • «Чем больше денег, тем ниже моральные качества человека»;
  • «Много денег можно заработать, только если делать что-то постыдное и нечестное — обманывать, использовать других людей»;
  • «Иметь много денег — это опасно, с деньгами приходят новые проблемы».

Такие установки зачастую прививаются нам еще в раннем детстве — на фоне социальной несправедливости и стереотипного отображения «богачей» в массовой культуре. Например, родители постоянно ругают несправедливого начальника и обсуждают «богатеньких неблагодарных» родственников, или ребенок смотрит фильмы про богатых суперзлодеев, которым противостоят малообеспеченные, но «правильные» с моральной точки зрения персонажи.

На фоне этих установок человек не может воспринимать деньги как справедливую конвертацию своего жизненного времени, навыков и знаний в универсальный продукт обмена для получения времени, знаний и навыков других людей. Наоборот, он начинает стыдиться финального продукта собственных карьерных достижений.

И это навязанное чувство стыда за большую зарплату и страха «больших денег» сотрудник может отказываться от возможностей, которые могли бы улучшить качество его жизни: не ищет работу с более высокими условиями труда, отказывается от повышений, не занимается карьерным ростом.

-5

5. «Обсуждать повышение\надбавку к зарплате — дурной тон»

Следующая деструктивная установка тоже формируется на фоне навязанного чувства стыда и вины. Лучше всего ее передает крылатая литературная фраза «Никогда ничего не просите — сами все предложат и сами дадут».

И хоть эта установка и звучит как проявление самоуважения и гордости, на деле обычно наоборот. Вместо того, чтобы открыто ценить свое рабочее время, навыки и знания, сотрудник изначально ставит себя в нижестоящее положение и воспринимает начальника как своеобразного «царя», у которого надо что-то «выпрашивать». Так установка подрывает внутренние опоры и негативно сказывается на самооценке человека.

Но и это еще не все. Иногда за этой установкой могут скрываться личные страхи.

  • Риск конфликта с начальством. Сотрудник не хочет обсуждать сложный вопрос, торговаться и спорить с начальством, желает избежать конфликта.
  • Нежелательные обязательства. Если человек относится к такому разговору как к «выпрашиванию», повышение и прибавка обяжут его «благодарить начальство»: повысить свою лояльность к возможным переработкам, дополнительной нагрузке.
  • Неуверенность в себе. За нежеланием обсуждать эти вопросы может скрываться неуверенность в своих профессиональных навыках или скрытое нежелание заниматься повышением квалификации.
-6

6. «Я должен быть многозадачным!»

Многозадачность — одно из самых популярных слов последнего десятилетия. Его используют интернет-коучи и успешные блогеры-карьеристы, требуют сотрудники отдела кадров.

На фоне социального давления создается ощущение, что все вокруг просто обязаны уметь выполнять сразу несколько дел одновременно, молниеносно переключаться между множеством задач. И считается, что это залог рабочей продуктивности, ведь «переключение внимания — это разновидность отдыха».

Но множество исследований уже давно доказали, что «эффективная многозадачность» — это миф, усиленный «культом продуктивности».

На самом деле многозадачность лишь снижает эффективность работы: работники чаще допускают ошибки, а еще тратят время и ментальные ресурсы на переключение между задачами — ведь каждый такой «переход» вынуждает наш мозг менять фокус внимания и заново концентрироваться на работе.

Исследования также показали, что способность к многозадачности без потери качества работы — большая редкость, доступная лишь 2,5% населения.

А с какими из этих установок о работе сталкивались вы? Поделитесь своим опытом в комментариях!

Друзья! Если вам нужна помощь в решении психологических проблем, если подозреваете у себя или близкого психопатию или другие психические расстройства — обращайтесь в наш центр.

Мы предоставляем полный спектр услуг:

  • Консультации взрослых и детских психиатров и психотерапевтов – в клинике и на дому;
  • Психотерапия;
  • Медикаментозная терапия;
  • Лечение и реабилитация психических расстройств и их последствий в стационарных и амбулаторных условиях.

Переходите по этой ссылке, чтобы подробнее познакомиться с нашими предложениями. Задавайте вопросы онлайн или по телефону — мы всегда с удовольствием вас проконсультируем.

И будьте здоровы!