Вертолет Ка-50, созданный главным конструктором ОКБ «Камов» Сергеем Викторовичем Михеевым, стал одной из самых новаторских машин в истории мирового вертолетостроения и перевернул все сложившиеся концепции как проектирования, так и тактики применения ударных вертолетов.
К сожалению, революционную машину, ставшую сенсацией авиасалонов Фарнборо в Великобритании и Ле-Бурже во Франции хотя и приняли на вооружение, но в серию не запустили, сделали всего 16 шт. Почему так произошло, а также о некоторых конструктивных особенностях и уникальных возможностях вертолета, получившего мировую известность под именем «Черная акула» и пойдет речь в этой статье.
Начну с небольшой исторической справки. В 1939-м году в СССР начали строительство первого завода автожиров (термин «вертолет» появится позже). Его первым директором и стал Николай Ильич Камов, его заместителем Михаил Леонтьевич Миль. Потом их пути разошлись. Оба стали главными конструкторами ведущих вертолетных КБ: Камов в сороковом, Миль в сорок седьмом.
Работали в разных направлениях. Камов выбрал схему с двумя соосными несущими винтами, все его вертолеты от Ка-15 до Ка-26 имеют эту компоновку. Миль сосредоточился на классике, вертолетах продольной схемы с одним несущим винтом. Такими были все его вертолеты от Ми-2 до Ми-24. Исключением стал только рекордный двухвинтовой Ми-12, но и там винты не соосны, а разнесены по бокам фюзеляжа.
Соосная схема, не имеющая длинной хвостовой балки, позволяет делать более компактные машины, кроме того, лучше работает в режиме «висения». Вертолеты Камова были востребованы военными и гражданскими моряками, а также спасателями. Вертолеты Миля прочно заняли нишу боевых ударных вертолетов армии. Может потому, что абсолютно все вертолеты этого класса у вероятного противника имели продольную схему.
Вертолет Ми-24 «Крокодил» был великолепной универсальной машиной. Ударный вертолет с десантным отсеком. Но именно его универсальность снизила боевую эффективность. Впрочем, все «универсалы» с двумя функциями обе выполняют хуже «специалистов», заточенных на одну определенную.
В 1972-м году в США был объявлен конкурс на создание нового ударного вертолета. В семьдесят шестом этот конкурс выиграл AH-64 «Апач», ставший впоследствии самым распространенным и массовым в мире. А советское правительство в этом же году принимает решение о создании аналога. Никаких десантов, нужен убийца бронетехники и живой силы.
Два ведущих КБ привлечены к участию в конкурсе. Обоих основоположников советского вертолетостроения уже нет в живых, но в КБ, получивших их имена, последователи развивают их концепции.
Главный конструктор ОКБ МВЗ имени Миля Марк Вайнберг разработал двухместный Ми-28 по классической схеме. По сути, это тот же Ми-24, без десантного отсека.
Когда военные увидели образец Ка-50, предложенный Сергеем Михеевым, они были поражены до такой степени, что практически впали в ступор. Одноместная машина с соосным расположением винтов, с практически самолетным фюзеляжем и электронной системой управления огнем ломала все стереотипы.
Схему с двумя соосными несущими винтами Михеев выбрал отнюдь не в силу приверженности традициям фирмы. У такого вертолета нет хвостового рулевого винта, следовательно, отбора мощности на его вращение. Выигрыш в КПД порядка 20%. При одинаковой мощности вертолет с соосной схемой поднимался на километр выше одновинтового со скоростью большей на 5 м/с.
Нет проходящих через всю хвостовую балку приводов на рулевой винт, значит вибрация меньше, точность стрельбы выше.
Но самое главное, это подвижность. Ка-50 мог совершать маневры, невозможные для классических вертолетов. Моментально сорваться с висения и зависнуть вновь, не выпуская цели из вида. Облететь цель по кругу носом к ней на одной высоте и скорости. Неожиданно пойти боком или отскочить назад не разворачиваясь. Подобный пилотаж особенно эффективен для уклонения от огня на малых высотах.
Одноместной кабины не было ни на одном ударном вертолете в мире. Экипаж — это пилот и штурман, он же оператор вооружения. Михеев решил, что раз на самолетах-штурмовиках с этим справляется один человек, можно повторить и на вертолетах. КБ Камов было лидером в создании авионики, так как долгое время специализировались на палубных вертолетах, летающих над поверхностью без видимых ориентиров.
Комплекс автоматики и электроники полностью заменил штурмана. А при ранении пилота этот комплекс мог сам привести вертолет на аэродром. В него входили четыре компьютера: один отвечал за навигацию и управление вертолетом, второй за наводку на цель, ее сопровождение и поражение, третий контролировал системы, последний в резерве. Для начала восьмидесятых это фантастика.
Одноместная кабина дала ряд серьезных преимуществ. Она меньше и легче двухместной, следовательно, можно усилить защиту и вооружение. Не следует забывать, что сокращаются расходы на подготовку пилотов, а в случае поражения гибнет один, а не двое.
Кстати, пилот был хорошо защищен. Бронированная кабина, которая как на штурмовике Ил-2 являлась частью несущей конструкции, выдерживала 23 мм снаряды, ее остекление пули крупнокалиберного пулемета.
Кроме того, «Черная акула» была первым в мире вертолетом, получившим систему катапультирования пилота. Выбраться из падающего вертолета практически нереально, да и покинув его можно попасть под винты или разбиться о корпус. В Ка-50 на любой высоте и скорости доступно аварийное покидание. Отстреливались лопасти и верхняя часть фонаря, после чего пилот катапультировался в кресле, как на самолетах.
Из десяти тонн максимальной взлетной массы почти две приходились на расходуемый боекомплект. Арсенал впечатляет. Четыре блока неуправляемых ракет, всего восемьдесят 80 мм или два десятка 122 мм.
Четыре самонаводящиеся ракеты для борьбы с воздушными целями. 30-мм подвижная пушка 2А42, позаимствованная у БМП-2 с боекомплектом 460 снарядов. Она поражала легкобронированные цели на расстоянии полтора километра, автомобили и пехоту до двух. Ее можно было дополнить двумя 23 мм неподвижными на крыльевых держателях с боекомплектом 250 снарядов каждая.
Можно было подвешивать и авиабомбы, как обычные, так и контейнерные.
Главным вооружением стал противотанковый комплекс «Вихрь». 12 управляемых ракет способных уничтожить танк, даже оснащенный реактивной броней с 10-ти километров. Это превышает дальность действия стандартных ЗРК, прикрывающих танковые колонны, то есть можно бить с безопасного расстояния. Ракеты могли работать и по воздушным целям, летящим со скоростью до 800 км/ч.
Но главной изюминкой этой системы стал прицельный комплекс «Шквал». Пилот, увидев цель на экране, наводит на нее сетку и нажимает кнопку «захват». После этого сопровождение цели идет в автоматическом режиме, а при подходе на эффективную дальность выдается команда, разрешающая пуск. Комплекс может вести несколько целей, поразить их можно с одного захода. Так же «Шквал» мог управлять и 30-мм пушкой 2А42. Помогал наводке на цель и визор в шлеме пилота.
Наиболее наглядно все это показано в художественном фильме «Черная акула», снятом в 1993-м году, в том числе и в рекламных целях. Впрочем, назвать его художественным язык не поворачивается. Это, скорее, документальный снятый в стиле остросюжетного боевика.
Никакой компьютерной графики, никаких комбинированных съемок. Реальный вертолет и реальные полеты, даже стреляли боевыми снарядами. Михеев сыграл сам себя, как и летчик Дмитрий Автухов, военные тоже настоящие, английская журналистка на самом деле английская журналистка.
Единственная вольность, которую позволили себе создатели фильма, так это та, что место действия перенесли из Чечни (где Ка-50 воевал и вполне успешно) в Афганистан, где он никогда не был.
Однако после триумфального шествия по авиасалонам дальнейшая судьба «Черной акулы» сложилась невесело. На вооружение его приняли, но в серию он не пошел. Чаще всего основной причиной называют финансовую. Бюджетных возможностей России не хватило на производство такого дорогого вертолета.
Сыграл свою роль и консерватизм военных. Концепцию снижения роли человека в боевой обстановке разделяли далеко не все высшие армейские чины. И на закате СССР и в начале девяностых это считалось слишком непонятным и недостижимым. По мнению высших командиров, второй человек разберется в обстановке и справится с задачей куда лучше компьютера, в отличие от электроники он внезапно не откажет.
⚡Больше подробностей можно читать в моём Телеграм-канале: https://t.me/two_wars
В итоге заказ от армии все-таки поступил на двухместный Ми-28, а в серию пошел его модернизированный вариант Ми-28Н «Ночной охотник».
Скорее всего, Ка-50 просто был слишком необычным и обогнал свое время. Одной из причин отказа от него было как раз отсутствие специализированного вертолета управления ударной группой Ка-50 в воздухе и наземных средств целеуказания в войсках. Тем не менее, наработки камовцев не пропали даром. Вскоре появился двухместный вариант «Черной акулы» ударный вертолет Ка-52 «Аллигатор» и его флотский вариант Ка-52К «Катран».
Это Владимир «Две Войны». У меня есть Одноклассники, Телеграмм. Пишите своё мнение! Поддержите статью лайком👍
А как Вы считаете, насколько хорош этот вертолет?