Найти тему
BFisherman

«От мечты к реальности»: механик-наладчик Артём Нестрато о работе в море и строительстве сейнер-траулеров

Оглавление

За свою жизнь Артём Нестратов успел поработать на судостроительном заводе «Янтарь» и от начала до конца принять участие в строительстве трёх пароходов. Кроме того, у Артёма есть опыт работы в море на промысловых судах крупной рыбодобывающей компании. Благодаря ответственности, упорству и любви к своей работе, Артём вырос от матроса-электрогазосварщика до механика-наладчика на судне. Он рассказал о том, какой путь проделал до этой должности, об особенностях судостроения, принципах работы механика-наладчика, трудностях, интересных случаях, зарплате, а также поделился личными успехами и планами на будущее.

Получил образование и начал работать на судостроительном заводе

— Я родился и вырос в Калининграде, где с 2010 по 2013 год учился в Прибалтийском судостроительном техникуме на специальности «электрогазосварщик». Этот техникум находится на территории Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь», и его образовательные программы тесно связаны с заводом. Выпускники техникума получают гарантированное трудоустройство на этом же заводе.

Затем, в 2015-2021 годах, я продолжил образование в Калининградском Государственном Техническом Университете (КГТУ), где на кафедре «судостроение и энергетика» получил диплом судового инженера-электромеханика.

-2

Почему я выбрал этот путь? Наверное, ещё в школьные годы меня манила работа в судостроении. Я всегда мечтал участвовать в строительстве кораблей и пароходов, создавать что-то своими руками. Эта увлечённость началась ещё с детства. К тому же, в нашем регионе образование в этой области оказалось очень актуальным и востребованным. В наше время, когда молодёжь чаще выбирает профессии менеджеров или программистов, специалисты в судостроении становятся особенно дефицитными и востребованными.

После окончания техникума я отправился служить в армию, где провёл два года, из которых год служил по контракту. Завод всегда оставляет за молодыми специалистами рабочее место на время службы в армии, если они зарекомендовали себя как надёжные и перспективные сотрудники. Вернувшись, я устроился обратно на завод, где с радостью приняли меня на работу.

Участвовал в строительстве трёх пароходов

Я работал в монтажно-сдаточном цеху, который делится на несколько участков: корпусной, монтажный, дизельный, электромеханический и палубный. Каждый участок состоит из бригад и фронтов работ. Моя работа была сосредоточена на корпусном участке, где я занимался сваркой в качестве электрогазосварщика 4-го разряда.

Моя работа была многогранной и включала не только сварочные работы, но и монтаж и сборку. Если сварочных задач не было, я переходил к монтажным работам. Таким образом, необходимо было овладеть всеми аспектами работы, включая чтение чертежей. В мои обязанности входило множество задач: пуск и наладка оборудования, сварка, корпусные и слесарные работы, и многое другое.

В 2018 году мы начали строительство трёх сейнер-траулеров: «Ленинец», «Ударник» и «Громобой». Я принимал участие в строительстве всех трёх судов от начала до проведения ходовых испытаний. Я знал их как свои пять пальцев. За полгода до окончания постройки судна и его передачи заказчику, на завод приезжает команда для принятия парохода. Механики проверяют свою часть, штурманы и матросы – свою. Они учатся работать с оборудованием и проверяют его функционирование. После этого судно отправляется на ходовые испытания, где проверяются его максимальные обороты, движение вперёд и назад, работа якоря и другие параметры.

-3

Меня назначили старшим на строительство этих пароходов благодаря моему глубокому знанию чертежей и специфик работы. Моя задача заключалась в постоянном взаимодействии со старпомом. Все выполненные работы я должен был передавать помощнику капитана, который проверял их, и если всё было в порядке, ставил свою подпись. После этого документ становился действительным для начальства.

В процессе работы старпом отметил мою точность и своевременность, и у него не возникало претензий к моей работе. Мы с ним подружились, его зовут Алексей Васильевич Мигуш, и сейчас он является капитаном судна. Наши семьи также сблизились; жёны и дети приезжали к нам, и мы проводили время вместе.

Впервые работал в море в качестве матроса-электрогазосварщика

После окончания института я связался с Алексеем Васильевичем и спросил, есть ли возможность трудоустроиться в море. Я был заинтересован попробовать себя в этой сфере, а также мне нужны были деньги. Благодаря его рекомендации, меня устроили на работу в АО «ЯМСы», крупную рыбодобывающую компанию. Там я начал свою карьеру в качестве матроса-электрогазосварщика.

-4

Чтобы получить морской стаж для рабочего диплома, мне нужно было провести 10 месяцев в море и 2 месяца на ремонте. Я пришёл в компанию на должность матроса-электрогазосварщика, но попал в период ремонта судна. В это время я работал как на заводе, так и в машинном отделении. Механик технологического оборудования заметил мои навыки и предложил мне попробовать себя в роли слесаря технологического оборудования. Действующий слесарь не справлялся с работой, выполнял её некачественно и с задержками.

Судно нужно было готовить к отправке в море, поэтому работы в ремонте требовалось провести тщательно и быстро. Я согласился на новую должность, и буквально через неделю после начала работы в качестве матроса меня перевели в слесаря. Мы успешно завершили ремонт и вышли в море на моем первом пароходе, СЯМ «Калам», который был ярусным малым судном.

В море мы провели около 5 месяцев, и за это время я тщательно изучил всё технологическое оборудование. Я изучил все чертежи и работал, не давая покоя капитану и старшему механику. Мой энтузиазм иногда доводил их до шуток о том, как я их доставал (смеётся). После этого, во время второго рейса, меня пригласили работать на другой пароход в качестве механика технологического оборудования.

Участвовал в модернизации норвежского судна

Вскоре мне предложили работать на пароходе СЯМ «Лагарт». Этот судно было относительно новым для нашего флота: его спустили на воду в Норвегии в 2011 году, а затем, в 2022 году, его приобрела компания «ЯМСы». Первоначально судно называлось Froyanes, но компания переименовала его в СЯМ «Лагарт». Оно было больше и современнее по сравнению с другими судами компании и обладало сложным технологическим оборудованием. К сожалению, оборудование часто ломалось, что создавало трудности даже для опытных механиков.

Меня привлекли на судно для работы в ремонтный период. Это был мой третий подряд рейс по 5 месяцев. На судне работал также специалист из Норвегии, представитель компании «Mustad», которая занимается производством и продажей рыболовных снастей с 1877 года. Под его руководством мы модернизировали постановочную линию «макбакер», заменив гидравлическо-механическое управление на гидравлически-электронное.

Работа была интенсивной: я не спал целый месяц и трудился без передышек. Моя компания следила за моим прогрессом. После завершения рейса капитан остался очень доволен моей работой. Как механик-наладчик, моя главная задача заключалась в обеспечении бесперебойной работы судна. Важно, чтобы пароход работал круглосуточно, так как каждая минута простоя означала потерю денег, времени и квот, что негативно сказывалось на всех членах экипажа. Моя цель была максимально быстро устранять любые технические проблемы, чтобы судно могло продолжать эффективно работать.

Об обязанностях механика-наладчика и моральных аспектах

В четвёртый рейс я снова отправился на СЯМ «Лагарт» под командованием известного капитана, который всегда обеспечивал самый большой улов, но и предъявлял высокие требования. Я вышел в летний рейс, и капитан остался доволен моей работой, так как я выполнял все задачи быстро и качественно. Мы не имели простоя: я заранее готовил всё необходимое, проводил обходы по своему оборудованию и следил за его бесперебойной работой. В случае возникновения проблем я всегда знал, где находятся запасные запчасти и не медлил, хватал тревожный чемоданчик с инструментами и немедленно приступал к устранению неисправностей.

Мои обязанности как механика-наладчика включали как завод по переработке рыбы, так и промысловое оборудование — постановку и выборку хребтины. Я был ответственен за бесперебойную работу и качественную настройку этого оборудования. Успех работы судна в значительной степени зависел от моей работы.

-5

Также отмечу, что помимо профессиональных навыков, для работы важны стрессоустойчивость, умение постоять за себя и ответственность. Мне особенно нравятся моменты, когда всё удаётся и люди, работающие с оборудованием, остаются довольны. Я наслаждаюсь самим процессом наладки оборудования, особенно когда всё работает как надо.

Самое сложное — это работа в море. Ты находишься вдали от дома и близких, и постоянно испытываешь тоску по дому. Часто работаешь в условиях, где свет белый не видишь и не ощущаешь.

Нашёл и устранил поломку вместо опытного электромеханика

Это здорово, что ты смог организовать себе тренажёрный зал на судне. Спорт действительно помогает поддерживать не только физическую форму, но и моральное состояние, особенно когда находишься вдали от дома.

Понимание сложности и нюансов работы в таких условиях впечатляет. Вы не только успешно справились с проблемой, но и доказали свою компетентность. Этот случай показывает, насколько важно иметь уверенность в своих знаниях и умениях, даже когда сталкиваешься с недоверием со стороны окружающих.

Как вы реагируете на подобные вызовы и как они влияют на вашу мотивацию и подход к работе?

Механик-наладчик Артём: как работа в море помогла достичь жизненных целей

Работа механика-наладчика в рыбодобывающей компании предоставляет не только интересные профессиональные вызовы, но и возможность существенно улучшить своё финансовое положение. Как рассказывает Артём, его заработная плата варьируется от 80 тысяч рублей гарантированной суммы до 500 тысяч рублей в месяц, в зависимости от вылова рыбы и дополнительных бонусов.

Артём делится своим опытом, как ему удалось заработать на квартиру и автомобиль, не покидая море два года. Заработанные средства позволили ему погасить ипотеку и приобрести автомобиль TOYOTA RAV 4. В 2023 году его признали лучшим механиком-наладчиком, что стало результатом не только усердной работы, но и упорства в решении сложных задач, таких как ремонт наживочной машинки.

"Работа в море многое дала мне в жизни," — говорит Артём. "Она не только позволила мне обеспечить семью, но и приобрёл ценный опыт и признание. Мои дети и жена обеспечены, и это, пожалуй, самое главное."

-6

По возвращении домой, я провожу много времени с семьёй, тренируюсь. Моё хобби – это единоборства. Я – КМС по боксу. Я тренировался даже в море на протяжении двух лет.

Моя семья, в целом, негативно относится к тому, что дети растут без меня и что я подолгу не бываю дома. Но опять же, жена понимает, что эта работа – это деньги и приходится чем-то жертвовать ради этого. Поэтому жена понимает всё и ждёт меня дома. Ну а мне, тоску по дому помогает преодолеть спорт и полное погружение в работу.

-7

Я планирую работать в море и дальше. Единственная моя цель – это деньги. Но отдам должное и тому, что эта работа мне действительно очень нравится.