Из новой книги архимандрита Епифания Хаджиянгу "Толкование на Нагорную проповедь Христа":
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю (Мф.5:5)
В первых двух блаженствах Господь восхваляет смиренных и плачущих, закладывая в основу христианской жизни смирение и благочестивую, угодную Богу скорбь (покаяние). Третье звено в прекрасной золотой цепи блаженств — добродетель кротости: «Блаженны кроткие...».
Кто же такие кроткие и что такое кротость?
Кроткие — это те, кто не гневаются. Это люди, которые не злятся и не ссорятся, даже если их обижают или оскорбляют. Настоящий кроткий человек не только не гневается и не проявляет агрессию, но и внутренне остается спокойным. В то время, когда другие пытаются его спровоцировать, его душа наполнена миром и покоем. Кроткие, по святому Григорию Нисскому, — это те, кто господствующим умом, словно уздою сдерживают свои порывы, не позволяя душе сбиваться в бесчинства и уклоняться с пути. По святому Иоанну Лествичнику, «Кротость есть неизменное устроение ума, которое и в чести и в бесчестии пребывает одинаковым». И более того: «Кротость состоит в том, чтобы при оскорблениях от ближнего, без смущения и искренно о нем молиться». (Лествица).
Гнев и его последствия
А вот гневливый человек ведёт себя прямо противоположно кроткому: злится, вспыхивает как порох, бурлит гневом, спорит и мстит. Последствия и результаты гнева всегда плохие и губительные — как для души самого гневающегося, так и для всех остальных.
Во-первых, гневливый человек постоянно испытывает внутреннее беспокойство и смятение. Его душа напоминает вулкан или постоянно бурное, пенящееся волнами море. Это напрямую влияет на его физическое здоровье (от гнева подскакивает давление, доходит до инфарктов и инсультов и других болезней, от которых пусть Бог упасёт каждого). Гневливый человек также создаёт постоянные проблемы своему окружению. Своими словами и поведением он ранит окружающих, вызывает напряжение и беспорядок, где бы ни находился (в семье, на работе, на отдыхе), становясь неприятным и асоциальным.
И ещё хуже: в момент гнева он может причинить ущерб, нанести физический вред или даже совершить преступление, о чём потом будет сожалеть, но уже поздно. Когда гнев вскипает, охватывает его, его разум мутнеет, и он, теряя контроль над собой не понимает, что делает.
Нередки случаи, когда в состоянии душевного кипения люди проливали кровь своих близких. Например, Александр Великий в гневе убил своего лучшего друга Клита, который спас ему жизнь в битве. Бог отворачивается от гневливого человека. «Гневливый, даже если воскресит мёртвого, не будет принят Богом», — говорит авва Аммон.
Кротость — это не слабость, а героизм
К сожалению, существует ошибочное мнение, что гнев является признаком силы, а кротость — слабости. На самом деле, всё наоборот. Гневливый человек на самом деле слаб. Он раб своей страсти. У него нет силы совладать с гневом, который внутри него, в результате чего он становится его рабом и приводит себя к губительным последствиям, о которых мы говорили.
Напротив, кроткий человек — это действительно сильный человек, потому что он может управлять собой. У него есть сила обуздать дикого зверя гнева, живущего внутри него. «Победа над самим собой есть первая и лучшая из побед. Быть же побежденным самим собой всего постыднее и хуже» (Платон, Законы) — говорил мудрый Платон. Первая и наилучшая победа — это когда человек может победить самого себя, победить свои страсти и это, с помощью Бога по силам тому, кто стремится к кротости[6].
© Электронное издательство "Орфограф", 2024
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ, ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, ЧТОБЫ НЕ ПРОПУСТИТЬ
Все бумажные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все аудиокниги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь
Все электронные книги преподобного Паисия Святогорца и архимандрита Епифания Хаджиянгу здесь