Найти тему
В движении

Большой шкаф громко падает. Самые страшные катастрофы с Боингами-747

Конечно же, он никакой не шкаф. Он – легенда. Произведение искусства. До А-380 это самый большой пассажирский лайнер. Помню в детстве когда мы были в гостях у другой семьи и я увидел на шкафу пластмассовую модель 747. Тогда я еще не знал, что это, собственно, 747-й. Он был совершенен. Стремительные и летучие обводы, большие стреловидные крылья, надпись на хвосте PanAM. Это был первый в мире двухпалубный широкофюзеляжный 4-двигательный пассажирский лайнер. Взлетный вес – 340-440 тонн. Скорость – 920 – 980 км/ч. Пассажировместимость максимальная – 581 человек. Всего с 1970 года было выпущено 1574 машины. Естественно, что активная и длительная эксплуатация повлекла за собой множество инцидентов и катастроф. Но вызваны они либо ошибками пилотов и/или диспетчеров, либо какими-то внешними причинами, в том числе – некачественным ремонтом. Здесь собраны 10 самых ужасных катастроф 747-х. Поехали.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

На 10 месте катастрофа в Мадриде.

тот самый Боинг до катастрофы. Изображение из открытых источников
тот самый Боинг до катастрофы. Изображение из открытых источников

26 ноября 1983 года Boeing 747-283BM должен был выполнять плановый рейс Франкфурт-на-Майне—Париж—Мадрид—Каракас—Богота. Полет до Парижа прошел штатно. Как и вылет из Парижа в Мадрид. В 23-30 лайнер начал снижение, подходя к аэропорту Барахас в Мадриде. В 00-03 27 ноября диспетчер дал указания о дальнейшем снижении и посадке на полосу 33. Экипаж неверно определил свое положение относительно земли. В 12 километрах от ВПП в 00-06 на высоте чуть ниже 700 метров сработала сигнализация о сближении с землей. После этого еще в течение 13 секунд экипаж не сделал вообще ничего. Продолжая снижаться, В темноте На высоте 684 метра Боинг ударился правым крылом и стойками шасси о холм, отскочил, и через 3 секунды повторно ударился уже во вторую вершину, снова отскочил, теряя части крыла и еще через 6 секунд врезался в третий холм, развалился на части и заскользил по склону. Погиб 181 человек – весь экипаж и большинство пассажиров. Но 11 пассажиров выжили.

На 9 месте катастрофа в Тайваньском проливе в 2002 году. 25 мая 2002 года 747 -й вылетел из аэропорта Чан-Кайши (рейс 611) в 15:08 и взял курс на Гонконг. В 15:33, когда борт занял эшелон 10 600 метров, у него внезапно оторвалась хвостовая часть; после этого лайнер перешёл в пикирование, рассыпался на несколько частей и упал в Тайваньский пролив. Катастрофа случилась мгновенно, пилоты не успели выйти на связь с авиадиспетчерами. Погибли 225 человек – все, кто был на борту. Как показало расследование, отрыв хвоста был вызван некачественным ремонтом, который потребовался из-за того, что еще 22 года назад в 1980 году при посадке лайнер задел хвостом землю. Потом, после ремонта, в этом месте начала расти усталостная трещина. Час Х настал в 15-08 на высоте 10600 метров.

На 8 месте взрыв в небе над Атлантикой после вылета из Нью-Йорка.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

17 июля 1996 года Авиалайнер Boeing 747 авиакомпании Trans World Airlines (TWA) выполнял плановый межконтинентальный рейс 800 по маршруту Нью-Йорк—Париж—Рим. В 20:19 взлёт прошёл в штатном режиме. Боинг продолжал набирать высоту. Последний сеанс связи с бортом прошел в 20-30. Борт все еще был в наборе высоты, когда в 20-31 оба самописца остановились, а борт пропал с радаров. В следующие минуты были получены свидетельства других пилотов и очевидцев о том, что большой самолет взорвался и упал в океан. Стало ясно, что это рейс 800. Погибли все, кто находился на борту – 230 человек. Расследование показало, что причиной разрушения лайнера в воздухе стал взрыв паров топлива в топливном баке центраплана. 17 июля днем стояла очень жаркая погода, и самолет много часов стоял на стоянке под солнцем. В полете блок кондиционеров, расположенный возле бака давал дополнительную температуру. В конце концов давление паров в баке вызвало появление трещины, затем – короткое замыкание и взрыв.. Эта катастрофа, кстати, показана в фильме «Пункт назначения» - довольно детализовано и правдоподобно.

На 7 месте катастрофа на острове Гуам. 6 августа 1997 года Боинг 747 выполнял рейс по маршруту Сеул—Аганья (город в центре острова Гуам).

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

При подходе к Гуаму выяснилось, что погода все время ухудшается. Усугубляло ситуацию то, что система посадки – глиссада – в аэропорту в этот день не работала. В 1-40 ночи, под сильным дождем, обходя кучевые облака и грозу они промахнулись и отклонились от траектории. Причем, в начале захода экипаж считал, что глиссада работает, затем понял, что если и работает, то неправильно. В 01:42:26 в 6 километрах от торца ВПП аэропорта Аганьи летящий на высоте 201 метр над уровнем моря Боинг врезался в холм в местности Нимиц-Хилл и полностью разрушился. По свидетельствам выживших пассажиров, всё произошло настолько быстро, что они даже не успели закричать. Погибло 254 человека. 26 пассажиров выжило. В ходе расследования американские власти острова обвинили пилотов Боинга в ошибках. Корейцы же настаивали на сложных погодных условиях и ненадлежащем сопровождении рейса диспетчерами. Стороны сошлись только в том, что на момент катастрофы борт был полностью исправен.

На 6 месте очень неоднозначная катастрофа Боинга 747 Корейских авиалиний, сбитого над Сахалином.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

На эту тему в сети множество споров и спекуляций. Итак, в ночь на 1 сентября 1983 года борт выполнял плановый межконтинентальный рейс по маршруту Нью-Йорк—Анкоридж—Сеул (рейс KAL-007). Полёт рейса 007 должен был проходить над Тихим океаном восточнее Камчатки, огибая территорию СССР, и затем над Японией. Однако, что-то пошло не так и борт вошел в воздушное пространство Советского союза. На территориях, над которыми пролетал Боинг, находились военные объекты, и полёты иностранных самолётов в этом районе были запрещены. При приближении к Камчатке на его перехват были подняты истребители. Но рейс 007 покинул воздушное пространство СССР, продолжив полёт над Охотским морем (это уже международные воды), а истребители вернулись на базу. При пролёте контрольной точки «NIPPI» самолёт отклонялся от курса уже на 300 километров, направляясь в сторону Сахалина. Когда Boeing 747 был обнаружен военными локаторами, были приведены в повышенную степень готовности дежурные силы истребительной авиации. В 17:42, когда авиалайнер обогнул мыс Терпения, на перехват был поднят истребитель МиГ-23 и Су-15. На этот раз глубина залета в воздушное пространство советского союза была уже 500 км. Пилот истребителя сопровождал борт 007 и пытался обратить внимание на себя – сделал более 200 выстрелов из пушки. Но снаряды были бронебойными, а не трассирующими, и пилоты Боинга могли не увидеть их. Далее 007 видимо решил сменить эшелон, а возможно – и курс, и снизил скорость до 400 км/ч, что было принято пилотом истребителя за маневр уклонения. После этого с земли поступил приказ об уничтожении нарушителя, и советский пилот с дистанции 5 километров выпустил по цели две ракеты. После взрывов лайнер резко взмыл вверх, но затем стал снижаться со скоростью 1500 м/мин и вошёл в глубокую спираль. Через 4 минуты после атаки рейс 007 на почти сверхзвуковой скорости рухнул в пролив Лаперуза неподалёку от Татарского пролива и при ударе о воду полностью разрушился. Все 269 человек на его борту погибли. Существуют различные версии о том, почему корейский борт отклонился от курса: от элементарной ошибки диспетчеров или пилотов, до разведывательной миссии США на восточных границах СССР, в ходе которой на борту живых людей не было, либо их всех подставили и советские пилоты ошибочно приняли Боинг за разведчик США, который действительно действовал недалеко от этого района.

5 место. Взрыв бомбы на борту Боинга 747 над Локерби.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Было 21 декабря 1988 года. Авиалайнер Boeing 747 авиакомпании Pan American совершал плановый межконтинентальный рейс PA103 по маршруту Франкфурт-на-Майне—Лондон—Нью-Йорк—Детройт. Борт без происшествий вылетел из Лондона в 18:04 и взял курс на Нью-Йорк. В 19:02, когда самолёт пролетал над Шотландией на эшелоне 9450 метров, в грузовом отсеке в носовой части самолёта произошёл взрыв. В левой части фюзеляжа образовалась дыра шириной 50 сантиметров. Казалось бы – нестрашно. Но это было на высоте девять с половиной километров и корпус самолета уже испытывал огромную разницу между давлением внутри и снаружи. В результате повреждения систем управления лайнер накренился влево и перешёл в пикирование. Через 3 секунды носовая часть с кабиной экипажа оторвалась, развернулась назад, сбила один из двигателей и полетела вниз. Основная часть фюзеляжа продолжала двигаться вперёд и вниз и на высоте 5800 метров перешла в отвесное падение, разваливаясь на части, которые упали точно на городок Локерби. 91 тонна авиатоплива вспыхнула от удара об землю. Несколько домов было полностью уничтожено. Возник пожар на заправочной станции. В катастрофе погибло 270 человек: все 259 на борту самолёта и ещё 11 человек на земле. Пожарные с большим трудом погасили пожары. Расследование длилось несколько лет. В итоге обвинение в терроризме было предъявлено двум ливийцам, а ООН ввело санкции против Ливии.

На 4 месте еще одна террористическая атака: взрыв над Атлантикой индийского Боинга 747.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Авиалайнер совершал плановый межконтинентальный рейс по маршруту Монреаль—Лондон—Дели—Бомбей. Было воскресенье 23 июня 1985 года. Перелет над Атлантикой подходил к концу. Пассажиры и экипаж уже готовились к посадке в Лондоне через час. Борт летел на высоте 9500 метров и со скоростью 961 км/ч. Неожиданно в 07:14:01, когда Боинг находился в 176 километрах от Корка, в переднем грузовом отсеке авиалайнера произошел взрыв, в результате чего хвостовая часть оторвалась, а самолёт сразу полностью разрушился; пилоты даже не успели выйти на связь. Была развернута масштабная поисковая операция. Вскоре стало ясно, что спасать некого. Погибли все, кто был на борту самолета – 329 человек. В итоге еще почти два месяца искали самописцы и важные узлы самолета на дне океана. Расследование ясно указывало на взрыв бомбы на борту. В конце июля 1986 года полиция напала на след злоумышленников. Ими оказались два жителя Индии, которым было предъявлено обвинение в терроризме и после суда они отправились за решетку на долгие сроки.

3 место. Столкновение в воздухе над Индией с ИЛ-76.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

12 ноября 1996 года рейс1907 ИЛ-76 Казахских авиалиний вылетел из Шымкента в Дели в 16:21. На борту 37 человек. Боинг 747 Рейс 763 Саудовских авиалиний вылетел из Дели в Дахран (Саудовская Аравия) 18:32; На его борту было всего 312 человек. На тот момент один из радиолокаторов в аэропорта Дели не работал. Индийский авиадиспетчер предупредил казахский борт о находящемся вблизи Боинге Саудовских авиалиний и разрешил снижение до 4250 м. Казахский ИЛ заходил на посадку, а на встречном курсе у него был саудовский Боинг, набирающий высоту. Но, вместо того, чтобы снизиться до эшелона 4250 и оставаться там, ИЛ продолжил снижение. Здесь нужно отметить, что системой ТКАС – предупреждение об опасном сближении не был оборудован ни казахский, ни саудовский борт. В 18:41 диспетчер увидел, как две точки, обозначающие самолёты, встретились на радаре, что могло означать, что один из них прошёл над другим, но после этого оба самолёта перестали выходить на связь и пропали из зоны видимости радара. Диспетчер некоторое время пытался вызвать самолёты, но ни тот, ни другой на связь не выходил. Спустя несколько минут пилот летевшего ниже самолета сообщил, что видел вспышку в небе и падение обломков, а затем – два очага пожара на земле. Стало ясно, что случилось худшее. В 75 километрах от Дели над большой деревней на высоте 4109 метров ИЛ-76 своим вертикальным стабилизатором вспорол хвостовую часть Боинга, и он, рассыпаясь на части, рухнул вниз. ИЛ также перешел в неуправляемое падение и упал в 7 километрах от 747. На месте его падения обнаружили 4 выживших, но они умерли по пути в больницу. В этой катастрофе в итоге погибли все, кто был на борту самолетов – 349 человек.

На втором месте катастрофа «японской маршрутки» - 747-го повышенной вместимости.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

В понедельник 12 августа 1985 года Боинг-747 Японских авиалиний совершал плановый внутренний рейс JAL 123 по маршруту Токио—Осака. На борт поднялись 509 пассажиров, а всего на борту было 524 человека. Взлет из аэропорта Ханэда прошел нормально. Но, когда лайнер достиг высоты 7200 метров, его сотряс удар. Звук, похожий на взрыв раздался в хвосте, и давление начало падать. Пассажиры и экипаж надели кислородные маски. Это случилось в 18-24. Поскольку Боинг продолжал лететь нормально, экипаж не сразу понял, насколько все серьёзно. Но вскоре к экипажу пришло понимание, что машина не управляется. От слова совсем. Давление во всех гидросистемах упало до нуля. Единственное, на что мог влиять экипаж – тяга 4 двигателей, да выпуск закрылков и шасси от аварийной электросистемы. Пилоты понимали, что все на борту обречены, но это были профессионалы, и они выполняли свою работу, пытаясь развернуть неуправляемую машину на обратный курс. Для этого они дифференцировали тягу правых и левых двигателей. И это сработало! Они сумели развернуть машину. Слабый огонек надежды появился у 524 человек. Когда они поравнялись с горой Фудзи, экипаж попытался повести Боинг на снижение, но вместо этого скорость машины сильно увеличилась, и чтобы ее снизить, пилоты выпустили шасси. В 18:41 на высоте 6600 метров самолет стал полностью неуправляемым и сделал круг радиусом 4 километра. Отчаянными усилиями командиру удалось вернуть рейс 123 на прежний курс. Вероятно, в этот момент уже все пассажиры поняли, что их жизни висят на волоске. Эта борьба за жизнь продолжалась около получаса. Но в итоге на пути снова опустившего нос Боинга оказалась гора.. На высоте 1565 метров в 100 километрах от Токио они врезались в склон горы. В этой катастрофе погибло 520 человек. 4 каким то чудом выжили. Как показало расследование, за 7 лет до этого этот борт ударился хвостом на посадке в Осаке. Хвостовой гермошпангоут отремонтировали, усилив пластиной. Но сделали это некачественно. Постепенно там накапливались напряжения и пошли усталостные трещины. В процессе набора высоты когда давление снаружи снизилось, эта пластина не выдержала и гермошпангоут вырвало давлением внутри салона, снеся большую часть хвостового оперения и разорвав все гидросистемы и тяги управления… С этого момента лайнер был обречен. И только безусловное мастерство пилотов позволило им продержаться чуть более получаса.

И на первом месте столкновение в аэропорту Лос-Родеос (остров Тенерифе) — самая большая и самая смертоносная авиационная катастрофа с Боингами 747, произошедшая в воскресенье 27 марта 1977 года.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

На взлётной полосе аэропорта Лос-Родеос в Санта-Крус-де-Тенерифе (Канарские острова) столкнулись авиалайнеры Боинг 747 авиакомпании KLM (рейс KL4805 Амстердам—Лас-Пальмас-де-Гран-Канария) и Боинг 747 авиакомпании Pan American (рейс PA1736 Лос-Анджелес—Нью-Йорк—Лас-Пальмас-де-Гран-Канария). Начать нужно с того, что эти два Боинга не должны были здесь оказаться вообще. Но накануне террористы устроили взрыв в аэропорту острова Гран-Канария (никто не пострадал), но все самолеты направили на остров Тенерифе. А здешние диспетчеры владели английским так себе. Из-за стечения обстоятельств, плохого знания английского и погодных условий (туман, ухудшение видимости) один из Боингов 747 начал разбег, в то время как на полосе находился другой Боинг 747. В катастрофе погибли 583 человека — все 248 человек на борту рейса KL4805 (234 пассажира и 14 членов экипажа) и 335 человек на борту рейса PA1736 из 396 (380 пассажиров и 16 членов экипажа).