1. Электромобили изобрели раньше бензиновых авто
В 1828 году появился прототип будущего электрокара. Говорят, он напоминал скейтборд. А вот похожая уже на автомобиль тележка с электродвигателем была представлена в 1841 году. В конце XIX века конструкций стало больше: сначала это был велосипед с третьим огромным колесом, затем — «торпеда» и карета.
В начале XX века электромобили и автомобили с паровыми двигателями некоторое время были достаточно распространены, но не были решены общие для электромоторов проблемы: небольшая мощность, малый заряд батареи и сложность процесса её подзарядки, ведь выпрямители тока тогда только-только появлялись.
Поэтому ДВС вытеснили конкурирующие конструкции как более доступный вариант. Некоторый всплеск интереса к ним произошел в конце 1960-х — начале 1970-х годов из-за топливных кризисов. Но массовое «возвращение» электромобиля началось только в XXI веке, на фоне ужесточения экологических требований.
2. Первый автомобильный радиоприемник был собран в 1929 году
Он весил целых 12 килограммов, монтировался под приборной панелью и управлялся с помощью пульта на руле.
Чтобы это устройство, работавшее на радиолампах, могло нормально принимать сигналы, автомобили оборудовали защитой от помех и огромными антеннами.
Таким образом первое автомобильное радио оказалось довольно дорогим изобретением, доступным только богатым людям.
Сейчас радиоприёмник — одна из наиболее популярных опций в авто, например, в США им пользуется как минимум 60% водителей.
Но продвинутые системы мультимедиа с выходом в интернет, подключением смартфона или встроеной умной навигацией, постепенно вытеснили обычные приемники.
3. Ремень безопасности спасает одну жизнь каждые 6 минут
За час это 10 жизней, за 24 часа — 240. Кстати, сегодня мы пользуемся трёхточечным устройством родом из Швеции.
Оно позволяет фиксировать верхнюю и нижнюю части тела.
При этом экипаж автомобиля защищен не только подушками и ремнями. Существуют высокотехнологичные системы предотвращения фронтального столкновения.
С помощью камер и радаров они контролируют положение автомобиля на дороге и помогают оставаться в безопасности в сложных ситуациях.
4. Первые чертежи автомобиля принадлежат перу Леонардо да Винчи
И это была самодвижущаяся тележка. В основе её движения лежал механизм из пружин. Сейчас он вряд ли бы закрыл потребности современного человека.
Ради нашего комфорта и безопасности над конструкциями автомобилей работают огромные команды из тысяч специалистов.
Прежде чем начинается конвейерное производство, транспортные средства доводят до совершенства в R&D-центрах, на полигонах, и только потом модели появляются в продаже.
5. Мощность двигателя первого гоночного автомобиля составляла 35 лошадиных сил
Был 1900 год — самое начало автомобилестроения. Правда, автомобильные соревнования уже несколько лет проходили, но до этого в них принимали участие «обычные» авто.
А в 1900-м впервые был создан автомобиль именно для гонок. Объем его 35-сильного двигателя был чуть меньше шести литров.
На современных же авто двигатель объемом всего в 1.4 литра имеет 100 лошадиных сил. При этом турбированный мотор окажется еще более эффективен.
6. Небьющееся стекло изобрели случайно.
Французский химик Эдуард Бенедиктус уронил колбу с нитроцеллюлозой. Стекло треснуло, но не разлетелось на мелкие кусочки.
Изобретатель быстро понял в чем дело, и в 1909 году получил патент на «защитное» многослойное стекло.
А уже в 1911 году было создано предприятие, которое изготавливало по его патенту первые лобовые стёкла («триплекс») для автомобилей.
В наше время технологию усовершенствовали. Теперь лобовые стекла оснащают датчиками дождя, обогревом стекла и даже антеннами для навигации.
7. Движущееся по внутреннему радиусу колесо вращается медленнее, когда автомобиль поворачивает
Так оно меньше подвергается подвергается износу. Разницу угловых скоростей обеспечивает обеспечивает дифференциал .
Подобное устройство было известно ещё древним грекам. К примеру, его применяли в Антикитерском механизме для расчёта движения Солнца и Луны.
Сейчас дифференциалы устанавливают на все автомобили.
А чтобы колеса могли иметь различные угловые скорости, но при этом одно из них не срывалось в пробуксовку в определенных ситуациях, применяется диференциал повышенного трения.
Такие механизмы устанавливают, как правило, на внедорожники.
8. Первые водители пользовались карманными зеркалами, чтобы отслеживать траекторию движения автомобилей позади
В английской книге «Женщина и автомобиль» 1906 года писательница Дороти Левитт посоветовала дамам брать с собой в автомобиль карманные зеркала, периодически доставать и посматривать, что происходит позади.
Правда, есть и другая версия, что в этом году зеркало появилось на одном из автомобилей класса «люкс».
Однако официально первым случаем установки зеркала заднего вида на автомобиль считается гонка «500 миль Индианаполиса» 1911 года.
Сейчас зеркала дополняют ещё и видеокамерами, с помощью которых можно рассмотреть обстановку вокруг авто на 360 градусов.
9. Все спидометры, как и любое другое техническое устройство, имеют погрешность показаний.
По крайней мере так было с аналоговыми спидометрами.
Что характерно, погрешность их всегда колеблется в сторону увеличения показаний относительно фактической.
И это, как ни удивительно, оговорено законодательно.
«Скорость по прибору никогда не должна быть меньше истинной скорости» — гласит свод предписаний ЕЭК ООН (он принят и в России в виде Техрегламента).
10. Пассажирская подушка безопасности срабатывает в среднем на 15 миллисекунд позже
Всё дело в давлении. Объем подушки водителя составляет в среднем 50 литров, пассажира — до 130 литров.
То есть при срабатывании небольшой салон автомобиля за мгновение уменьшается почти на 200 литров.
Резкий перепад давления — это огромная нагрузка на барабанные перепонки, поэтому подушки безопасности имеют разное время срабатывания.