В предыдущей статье, когда нужно увольнять сотрудников многие в комментариях писали про инспекции и прокураторы, в которые сотрудник может обратиться, если работодатель его неправильно уволит.
Да такое может быть, и приведу пример такой ситуации.
Но в этой статье я бы хотел рассказать про свой подход, чтобы не доводить увольнение до суда. И как вообще я решаю эти вопросы увольнения.
Меня зовут Амир Якубов. Бизнес-эксперт и практик, который за 20 лет в бизнесе помог 100+ компаниям внедрить системный менеджмент и вырасти. И за свою практику я постоянно сталкиваюсь с тем, что мне приходится принимать решение об увольнении.
Основные правила при увольнении:
- Во-первых, я исхожу из позиции того, что все человеческие отношения нужно сохранять в комфортном и, скажем так, дружеском формате. То есть не оставлять конфликт в виде конфликта. Поэтому, когда я не прав или, когда сотрудник не прав, всегда стараюсь эту ситуацию довести до взаимных извинений и не оставлять конфликт в долгую.
- Если все же ситуация складывается так, что отношения нужно прекратить и увольнение нужно дожать. То всегда старался договориться, то есть пойти на условия, которые удобны для сотрудника, удобны для компании, удобны для меня, как руководителя. Понятно, что не всегда эти ситуации были, например, выиграны в пользу компании или меня. Иногда сотрудник получал больше только ради того, чтобы не уводить это в плоскость конфликта.
- Постараться выбрать честную, прозрачную позицию, по которой мы не увольняем исподтишка, а откровенно и прямо заявляем, что: "К сожалению, отношения сейчас поддерживать на уровне трудовых невозможно. Поэтому каждому из нас будет комфортно эти отношения прекратить".
Безусловно, могут найтись сотрудники, которые будут отжимать финансовые условия, 2-3 оклада и все остальное. Но все здесь зависит от ситуации. Если компания имеет абсолютно прозрачные бизнес-процессы с точки зрения законодательства, то есть официальные зарплаты, все официально трудоустроено, сотрудник имеет задачи, поставленные в письменном виде и так далее, то, конечно же, тут подключается юрист и достаточно быстро все решается в пользу компании.
Для увольнения сотрудника без последующих исков важно учитывать несколько ключевых моментов:
- Оценка позиции компании: Из какой точки мы ведем увольнение, то есть, когда у компании все прикрыто и нет никаких щелей, тут можно действовать из более сильной позиции и подключать все правовые и законодательные инструменты.
- Командная работа: Если у компании более слабая позиция или, когда руководитель, например, не знает, как это делать, то тогда здесь можно подключать высшего руководителя, собственника или других коллег, которые в парном, тройном режиме будут вести переговорный процесс с сотрудником для того, чтобы увести от личности, с которой имеется конфликт, либо осложненные отношения, и постараться договориться.
- Благодарность: Все мои последние ситуации, связанные с увольнениями, они всегда исходили из позиции благодарности сотруднику за проделанный труд. И это на регулярной основе при каждой встрече проговаривалось. Уход от претензионной формы коммуникации.
- Нереагирование на манипуляции: Далее, нереагирование на все типы манипуляций и возможных вызовов на конфликт.
- Следование дорожной карте: И последнее, жесткое требование к следованию дорожной карты по увольнению, передачи документов, передачи всех прав доступа, уведомления всех участников процесса и доведения до оформления документов.
Пример из жизни, как делать не надо:
В одной из компаний мой руководитель решил, что он находясь на позиции руководителя компании и, скажем так, собственника может действовать игнорируя различные требования законодательства и правил внутреннего распорядка. Решил уволить сотрудника без моего участия, одним днем, высказав все свои недовольства и перейдя в открытый конфликт.
Тем самым что произошло: сотрудник в итоге подготовил все иски, подготовил все претензии с помощью юриста, чтобы обратиться в прокуратуру, полицию и трудовую инспекцию. Пришел и продемонстрировал, как оказалось, видео и аудиозапись той встречи - конфликта, продемонстрировал примерами с компьютера и со встреч с бухгалтерией, что есть со стороны компании определенные недоработки в гражданском процессуальном плане, и потребовал компенсацию в виде 5 окладов, которая составляла достаточно внушительную сумму.
Тем самым руководитель понял, что он совершил глобальную ошибку, заплатил денег и больше в такие ситуации не влезал. Но, как говорится, жизнь подает уроки, единственное, что они стоят дорого.
Пример из жизни, как нужно решать конфликты:
Возьму пример из последнего увольнение, когда сотрудникам несколько месяцев в текстовой форме ставили задачи, устанавливались дедлайны, делали скриншоты этих материалов, проводились и записывались на видео встречи с несколькими руководителями, которые были свидетелями текущего положения дел, что сотрудник не справляется с проделанной работой.
И чтобы не уводить в конфликт, была предложена сотруднику другая должность компании, которая его, естественно, не устроила. Но надо сказать, что все оферы, которые делаются с перемещением в таких ситуациях, я всегда делаю с повторением условий, если это выдерживает бюджет и условия компании.
Далее, с моей стороны была публичная индивидуальная благодарность за проделанную работу. Подсвечено, что несколько месяцев те задачи, которые ставятся, к сожалению, сотруднику, нет возможности в соответствии с компетенцией исполнить. И что дальше развитие отдела невозможно с участием такого кадрового состава и его в лице руководителя.
Поэтому будет происходить замена для того, чтобы приобрести человека в команду с нужными компетенциями, то есть используя факты показываю, что все мы работаем на общий результат и вот у этого сотрудника не удается выдать результат, который бы устраивал всех. Это абсолютно честная, открытая позиция продемонстрированная мною во всех встречах со всеми коллегами показала, что сотрудник не дотягивает до того уровня, которому сейчас соответствует команда. И общим коллективным решением мы договорились, что сотрудник в комфортном режиме покинет компанию.
А какие случаи увольнения были у вас? Пишите в комментарии!
Подписывайтесь на канал в дзен и ставьте лайк, если нравится тема увольнения.