Найти в Дзене
Автодрайв

Самые неудачные трактора из СССР

Оглавление

Начиная с 1920-х годов в Советском Союзе началось массовое производство тракторов – главных сельскохозяйственных машин. Среди плюсов советского трактора: высокая универсальность с широким кругом применений, высокая экономическая рентабельность, надлежащее качество и простота в обслуживании, позволяя проводить базовые ремонтные работы в полевых условиях.

Большинство тракторов из СССР стали прекрасными машинами. Многие модели стабильно продолжают выполнять свои функции спустя десятки лет. Однако среди множества удачных примеров было и несколько провалов.

«Универсал 1»

Выпускался в период с 1934 по 1955 года заводом «Красный Путиловец» в Ленинграде. В качестве прототипа выступил американский трактор Farmall Regular, адаптированный в советских условиях. Например, металлические грунтозацепы, предназначенные для удобной езды по бездорожью.

Стоит отметить, что в кризисные времена Великой Отечественной «Универсал» пользовался неплохой популярностью. Впрочем, это было обусловлено скорее отсутствием адекватной альтернативы. Керосиновый двигатель трактора объёмом 3.6 литра и с производственной мощностью 22 л. с. был не годен для использования в промышленных колхозных масштабах.

Весомым недостатком «Универсала» стало отсутствие привычной кабины водителя. Никаких контрольных приборов, лишь сиденье, руль и рычаг.

-2

К началу пятидесятых годов модель считалась устаревшей и неконкурентоспособной, будучи вытесненной более совершенными машинами. Производство этой серии было закончено в 1955 году. Всего было выпущено более 210 тысяч образчиков.

-3

«Фордзон-Путиловец»

В обиходе известен как «Фёдор Петрович». Один из первых советских тракторов, выпуск которого начался ещё в 1924 на всё том же заводе «Красный Путиловец», а закончен был в 1932. Прототипом послужила Fordson-F, советский вариант изготавливался по лицензионному соглашению. Технические характеристики мотора: объём 3.6 л, мощность – 20 л. с.

-4

Ещё один пример того, когда трактором пользовали исключительно ввиду отсутствия более эффективных вариантов. На «Фёдора Петровича» возлагали большие надежды по стабилизации тяжёлой экономической ситуации, но уже на первых порах были заметны значительные недоработки. Главной проблемой послужила ужасная устойчивость «Фёдора»: машина могла опрокинуться в любой момент, «похоронив» под собой механизатора. Не говоря уже об отсутствии выхлопного коллектора, что ещё больше подвергало здоровье рабочих риску.

-5

Всего за 8 лет было выпущено целых 42 тысячи экземпляров.

-6

Т-250

Созданный в 1982 году на Алтайском тракторном заводе Т-250 оказался «мертворождённым» проектом. Десятки лет советские инженеры занимались его тщательной разработкой, но в итоге трактор не попал в массовое использование.

-7

Двигатель объёмом 11 л и мощностью в 250 л. с. – Т-250 должен был стать мощной сельскохозяйственной машиной. Также трактор выделялся на фоне остальных за счёт своей инновационной ходовой части, представленной в виде упругой торсионной подвески.

К сожалению, уже во время первых испытаний начали проявляться многочисленные технические недостатки: общая компоновка машины, надёжность ряда основных узлов и систем не позволяли запустить его в серийное производство.

-8

Т-250 неоднократно пытались «реанимировать», но после исправления старых проблем обнаруживались новые. Четыре раза его модернизировали, вплоть до 90-х годов. В итоге он сумел пройти все технические проверки и был рекомендован к запуску в масштабное изготовление. Только к тому моменту полноценный выпуск трактора не удалось наладить ввиду устаревшего оборудования завода.