Найти в Дзене

Из Татарстана с любовью: почему республика продала шинный бизнес москвичам

Оглавление
   Фото: KazanFirst
Фото: KazanFirst

Как менялись владельцы и кто управляет шинным бизнесом сейчас – в разборе KazanFirst.

С чего начиналось производство шин в Татарстане

Растущая в 60-е годы экономика СССР требовала развития автопрома, для работы крупнейших автогигантов АвтоВАЗ и КАМАЗ нужны были постоянные поставки шин, поэтому решено было построить новый шинный завод. В 1968 году его строительство началось в Нижнекамске. Место было выбрано не случайно – в городе уже работал развитый нефтехимический комплекс. И изначально Нижнекамский шинный завод был частью Нижнекамского нефтехимического комбината.
В начале 70-х завод выпустил первые шины для автомобиля «Жигули». Следующим шагом стал запуск отдельного завода по выпуску шин для грузовых автомобилей «КАМАЗ».
5 апреля 1977 года приказом министерства нефтехимической промышленности СССР оба производства – по выпуску шин для легковых и грузовых автомобилей, а также Нижнекамский механический завод – реорганизовали в производственное объединение «Нижнекамскшина».
В 1986 году ПО «Нижнекамскшина» начало выпускать шины для легковых машин по итальянской лицензии компании Pirelli. Шины этой компании использовались в качестве оригинальных для премиальных европейских брендов Lamborghini, Alfa Romeo, Maserati, Ferrari. В СССР их называли «радиальными шинами», найти их в рознице можно было разве что на черном рынке, они пользовались невероятным спросом. В основном продукция шла на автозаводы, обеспечивая большую часть внутреннего спроса.

  📷
📷

Фото: KazanFirst
В сложные перестроечные годы именно эта продукция и оснащение завода долгое время позволяли предприятиям комплекса оставаться на плаву. Продукция «Нижнекамскшины» поставлялась почти на все автомобилестроительные предприятия страны, использовалась при производстве сельхозтехники. В 1991 году выпускалось 12,2 млн шин в год, в том числе 7,4 млн шин для легковых автомобилей. И до сих пор каждая третья российская шина производится в Татарстане.
В 1994 году предприятие пережило юридическое преобразование и стало называться АООТ «Нижнекамскшина». В 1997 году завод был акционирован и преобразован в ОАО «Нижнекамскшина». В 2000 году пакет акций, принадлежащий государству, был продан «Татнефти», и в 2002 году ОАО «Нижнекамскшина» вошло в состав нефтехимического комплекса ОАО «Татнефть». Управление осуществлялось ООО «УК «Татнефть-Нефтехим».

Кто управляет шинным бизнесом Татарстана

В мае 2022 года «Татнефть» продала российский шинный бизнес АО «Татнефтехиминвест-Холдинг». На момент продажи в шинном бизнесе, юридически состоящем из шести компаний, были заняты более 8 тысяч человек. Предприятия производили более 250 моделей шин, в том числе под торговыми марками Viatti и Kama Tyres. При этом шины последней марки шли на экспорт в 46 стран.
Пакет реализованных компаний включал «Нижнекамский завод грузовых шин», «Торговый дом КАМА», «Нижнекамскшина», ООО «УК «Татнефть-Нефтехим», «Нижнекамский механический завод», «Ярполимермаш-Татнефть» и был продан за 35,555 млрд рублей на условиях рассрочки платежа. При этом совокупная выручка всех компаний в 2021 году составила 78,3 млрд рублей, то есть актив был практически «сброшен» с баланса.

  📷
📷

Фото: tatarstan.ru
Все шесть компаний перешли в АО «Татнефтехиминвест-Холдинг» под управление Р
афината Яруллина. В связи с продажей управляющую компанию «Татнефть-Нефтехим» переименовали в ООО «Татшина».
Несмотря на все смены названий и владельцев, основным собственником оставалось до недавних пор Минземимущества Татарстана – в компании «Татнефть» это были 29% уставного капитала, в компании ООО «Татшина» – 49%.
В 2024 году список владельцев кардинально изменился – с 6 июня 100% уставного капитала ООО «Татшина» принадлежит московской компании «Воронеж. Искусственный интеллект».

Версии смены владельцев в 2022 и 2024 годах

Существуют разные версии, почему могла произойти передача бизнеса в 2022 году. Официально на момент сделки была озвучена следующая версия: «Татнефть» продала непрофильные активы, чтобы оптимизировать бизнес. Но эта версия не выдерживает критики, так как компания не отказалась при этом от инвестиций в строительство шинного завода в Казахстане. К тому же в 2024 году «Татнефть» приобрела крупнейший шинный завод России Nokian во Всеволожске.
Более правдоподобно звучит версия, что в «Татнефти» оценили вероятность санкций и, чтобы минимизировать риски, избавились именно от этих предприятий шинного бизнеса. Через несколько недель после сделки Евросоюз огласил 6-й пакет санкций и стало известно, что в санкционные списки попали УК «Татнефть-Нефтехим», Нижнекамский завод грузовых шин, «Нижнекамскшина» и ООО «Торговый дом «Кама»». Основанием стало то, что, по версии Евросоюза, предприятия поставляют шины для техники, используемой при проведении спецоперации.

  📷
📷

Фото: KazanFirst
При этом Нижнекамский шинный комплекс предприятий в течение короткого промежутка времени восстановился после введения санкций. Практически все сырье для производства шин выпускается в России, в основном это синтетический каучук, который производится в «Нижнекамскнефтехиме». Натуральный каучук поставляется из Азии и Латинской Америки, с введением санкций немного изменилась логистика этих поставок.
Сложности возникли только с некоторыми компонентами спецхимии, которые поставлялись из стран Европы, но были заменены на аналоги из Индии или Китая. Кроме того, были некоторые моменты, связанные с заменой программного обеспечения, но и эти вопросы решили в короткие сроки.
Недавняя смена владельца шинного бизнеса стала неожиданной. Московское АО «Воронеж. Искусственный интеллект» зарегистрировано 1 ноября 2023 года, единственный владелец и акционер
Марина Стрельцова, которая юридически не связана с другими действующими компаниями. Основной вид деятельности компании – консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления.
Как
сообщает издание «Бизнес Online», это была номинальная смена собственника, фактически предприятия остаются под контролем Татарстана. При этом генеральный директор «Татнефтехиминвест-Холдинга» Рафинат Яруллин сделку не прокомментировал. Для понимания причин сделки можно посмотреть на ситуацию на шинном рынке России в целом.

Что происходит на российском рынке шин

Основные игроки рынка – Нижнекамский шинный комплекс и завод Ikon в Ленинградской области, каждый выпускает примерно по 15-17 млн шин в год. Еще несколько заводов – Continental в Калуге, Bridgestone в Ульяновской области, «Кордиант» в Ярославле и Омске. Они в общей сложности выпускают так же около 15 млн шин в год.
В 2024 году снова начал работать завод Yokohama в Липецке (завод закрывался в 2022 году после начала спецоперации), мощность – до 1,5 млн шин в год. В Воронеже и Кирове работают заводы Pirelli, выпускающие около 10 млн шин в год. Бренды из Китая заняли чуть более 20% российского рынка и планируют увеличить эту цифру до 30%.
Общий объем рынка шин в России в 2023 году составил 70,65 млн. Таким образом, рынок уже как-то поделен, конкуренция будет нарастать, особенно с китайскими производителями. Объем, по прогнозам, может вырасти до 80 млн шин в год уже в ближайшее время, и за этот прирост рынка тоже будет идти борьба.

  📷
📷

Фото: KazanFirst
При этом есть сегменты рынка, которые закрывает именно Нижнекамский шинный комплекс, в который входят все реализованные сейчас москвичам предприятия. Именно в Нижнекамске были разработаны боестойкие шины – покрышки для новой десантируемой бронемашины К-4386 «Тайфун-ВДВ». Это разработка НТЦ «Кама». Такие шины позволяют перемещаться по дорогам любой проходимости, даже если в шине резко снизилось давление в результате попадания пули. Распорное резинометаллическое кольцо позволяет машине оставаться на ходу без потери скорости движения.
В связи с этим есть вероятность, что сделка, проведенная в июне 2024 года, является продолжением разделения основных направлений ресурсов «Татнефти» – та часть, которая связана с производством продукции спецназначения, выведена юридически в московскую компанию. Возможно, это еще не последняя стадия сделки и конечный владелец компании, производящей продукцию спецназначения, будет скрыт.

Перспективы Нижнекамского шинного комплекса – авиашины и дальнейший захват рынка

Как рассказал исполнительный директор Торгового дома «Кама» Тимур Шарипов, реализация шин под маркой Kama Tyres в 2023 году выросла на 8% и составила 13,2 млн рублей. Компании удалось занять 35% рынка среди российских производителей, этот объем планируется удержать и наращивать.
Кроме того, в планах у комплекса «Нижнекамскшина» освоить производство авиационных шин для SJ-100 и МС-21. Единственный производитель авиашин в России сегодня – ООО «ЯШЗ Авиа» в Барнауле. При росте производства с учетом планов развития авиаотрасли появление еще одного игрока в этом сегменте рынка будет оправдано. Проект внедрения производства шин для авиации курируется министерством промышленности и торговли РФ.