Кризис подросткового возраста (10-19 лет) имеет несколько стадий
Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
Признаки:
-быстрые физиологические изменения (растут мышцы и волосы, увеличивается вес, изменяется голос)
-нарушение координации, скорости мышления
-яркое проявление эмоций (злость, раздражение и т.д.)
-расстановка приоритетов (родители теряют авторитет)
Средний подростковый возраст: 15–17 лет
Признаки:
-физическое созревание подростка
-формирование устойчивых предпочтений, привычек в общении
-отсутствие взаимопонимания
-поиски друзей
-уверенность/ неуверенность на основе самооценки
-формирование когнитивной сферы (абстрактное, символическое, понятийное мышление)
Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
Признаки:
-поиск ориентиров и ценностей
-формирование вектора будущей взрослой жизни
-обретение эмоциональной стабильности и независимости
Отличительные черты подросткового возраста — низкая способность к самоконтролю и оценке последствий от поступков (в силу отсутствия опыта), рискованное поведение, высокая эмоциональность. Чаще всего в подростковом возрасте наблюдаются:
- низкая самооценка
- замкнутость и стеснительность
- снижение успеваемости в школе
- конфликты с родителями и учителями
- вовлечение в рискованные ситуации
- может появиться интерес к никотину, алкоголю или наркотикам
- повышается риск суицидов
Несколько простых рекомендаций помогут понять подростка и помочь ему преодолеть кризис:
✔️ Ненавязчиво войти в окружение. Доброжелательный, спокойный подход поможет преодолеть непонимание и агрессию.
✔️ Интересоваться увлечениями. Не лишним будет разделять интересы ребенка, обсуждать с ним его хобби, разговаривать о его мыслях и узнавать точку зрения на разные вопросы.
✔️ Терпеливо относиться к эмоциональным перепадам. Бурная реакция не должна вызывать взрыв эмоций в ответ.
✔️ Предоставлять свободу. Важно обеспечить ребенку свое пространство, при возможности – личную комнату.
В разговорах с подростком также следует придерживаться ряда правил:
❌ Отказаться от нотаций. Даже маленькие дети не любят нравоучения, а у подростка они вызовут только протест и агрессию.
❌ Не обвинять, не критиковать. Любые замечания нужно выдвигать в экологичной форме, без обвинений, нравоучений и навязывания.
❗️Обсуждать между делом. Подростки не всегда готовы к серьезным разговорам с глазу на глаз. Повышенное внимание к проблемам ребенка заставит его думать, что в его самостоятельности сомневаются.
❌ Не повышать тон. Спокойные разговоры более эффективны, чем крики и скандалы.
❗️ Хвалить. Из-за неуверенности подростки очень нуждаются в похвале, одобрении.
❗️Общаться с ребенком в мессенджерах, социальных сетях. Переписки в мессенджерах для детей привычны. Общение в такой среде позволит вести разговоры в комфортном для ребенка русле.
Даже правильное поведение со стороны родителей не исключает возможности проявления конфликтности, агрессии и непослушания подростка. Однако уважительное отношение к личности и соответствующая манера общения взрослых позволяет снизить выраженность кризисных признаков и их интенсивность.
Источники: