Новая модель Lada Iskra вызывает большой интерес, но немногие имели возможность увидеть её как сейчас, так и два года назад, когда она была почти готова к производству. В чём же различия между этими двумя версиями Искры? Ранее новая Lada, над которой ещё работал Стив Маттин, была почти готова к дебюту, но в ней было много импортных деталей. В последующие годы их старались заменить отечественными аналогами, сохраняя при этом сам автомобиль. Удалось ли это? Кто теперь производит электронику и компоненты для Искры? Какое место эта модель займёт в линейке АвтоВАЗа? Будет ли снята с производства Гранта?
Семейство автомобилей Lada Iskra изначально планировалось компанией «АвтоВАЗ» как бюджетная альтернатива устаревшей модели Lada Granta. Полное замещение старой линейки новой должно было произойти к 2026–2027 годам. На Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) в 2023 году глава компании Максим Соколов впервые озвучил название модели — «Искра» или Iskra. Однако в 2024 году «АвтоВАЗ» перестал анонсировать замещение «Гранты» «Искрой»: в официальных релизах сообщалось, что Lada Iskra займет нишу между семействами Vesta и Granta. В ходе ПМЭФ-2024 глава «АвтоВАЗа» Максим Соколов подтвердил снятие с производства «Гранты» в ближайшие пять лет.
Разработка Lada Iskra началась ещё при активном участии французских коллег из концерна Renault, под крылом которого ранее находился «АвтоВАЗ». Прототип автомобиля был продемонстрирован бывшему президенту автогиганта Николя Мору в 2022 году. После разрыва отношений с западным партнёром «АвтоВАЗ» продолжил разработку самостоятельно.
Изначально линейка Iskra строилась на французской платформе CMF-B (как у европейских Clio и Duster), которая пришла на смену B0. Версия платформы CMF-B-LS («семейство общих модульных платформ для машин семейства «B», относящихся к нижнему ценовому сегменту») была представлена в 2020 году одновременно с Logan и Sandero третьего поколения. Стоимость проекта по созданию «Искры» на момент запуска оценивалась «АвтоВАЗом» в 37 млрд рублей, из которых 20 пошли на импортозамещение и инжиниринг. В ходе ПМЭФ глава «АвтоВАЗа» уточнил, что в итоге было потрачено лишь 23 млрд.
Все модификации Lada Iskra будут оснащены передним приводом и задней полузависимой подвеской с системой скручивания балки. Автомобили будут приводиться в движение двигателями, которые уже используются на моделях Granta и Vesta. Это будут следующие силовые агрегаты:
— ВАЗ-11182 объемом 1,6 литра и мощностью 90 лошадиных сил (8 клапанов) в сочетании с пятиступенчатой механической коробкой передач;
— ВАЗ-21127 объемом 1,6 литра и мощностью 106 лошадиных сил (16 клапанов) также в сочетании с механической коробкой переключения передач на пять ступеней.
В будущем возможно появление моделей с двигателем ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра и мощностью 122 лошадиные силы, который уже используется на автомобилях Vesta NG.
Официальная стоимость всех версий Lada Iskra пока не объявлена