Найти тему
Авто Mail

Восточные партнеры: как западные марки авто отошли китайцам

Оглавление

Согласно новому исследованию, к 2030 году на китайские марки автомобилей будет приходиться более трети от мировых продаж. Этот прогноз не учитывает автомобили формально не китайских брендов, произведенные в КНР или построенные на китайских платформах.

Пока ЕС и США борются с «нашествием» из Поднебесной повышенными пошлинами, традиционные автобренды всё больше впадают в зависимость от китайских технологий. Не только «Москвич», но Mercedes, Volvo, Renault и Land Rover прибегают к помощи «восточных партнеров», иногда заимствуя целые модели. К чему это приведет, разбирались «Известия».

Русский с китайцем

Китайские автопроизводители всё чаще устанавливают стандарты для отрасли и к 2030 году станут доминирующей силой во всем мире, считают аналитики компании AlixPartners. К этому времени они будут продавать 9 млн авто за пределами Китая, а их доля в мировых продажах составит 33%.

Таким образом, каждый третий автомобиль станет китайским. Этот прогноз касается только брендов из КНР, но не учитывает модели, создаваемые именитыми марками совместно с китайскими автопроизводителями, а таких становится всё больше.

-2

России в условиях санкций и связанных с ними уходом ряда автопроизводителей и нарушением логистических цепочек пришлось обращаться за помощью к дружественным странам. Теперь российский автопром смог зайти в новые для себя сегменты, например в электромобильный.

Был возрожден национальный бренд «Москвич», и в скором времени будет перезапущена «Волга». Появились новые российские марки Evolute, Sollers, Amber Auto, Xcite.

Как это делают в Европе

В Европе есть свои «Москвичи» и «Волги». Под легендарной британской маркой MG в настоящее время делают китайские автомобили. Geely, владеющая компанией Volvo, превратила ее подразделение Polestar в отдельную марку, специализирующуюся на спортивных электромобилях. «Начинка» этих машин, само собой, китайская.

Автомобили марки Smart теперь выпускают в Китае на агрегатной базе СП концерна Daimler и китайского холдинга Geely. Новые электромобили бренда Mini созданы на платформе Great Wall Motors.

Показанный на днях кроссовер Renault Koleos — «перелицованный» Geely Monjaro. Дело в том, что Geely и Renault создали СП по выпуску автомобилей на базе подразделения Renault Korea (раньше оно работало под брендом Samsung).

Автомобиль с пробегом

На очереди Jaguar Land Rover, который будет использовать платформы Chery для создания своих гибридов и электромобилей. Для новой линейки возродят название модели Freelander.

Доходит и до курьезов. Итальянская компания DR Automobiles была оштрафована на €6 млн за то, что выдавала автомобили под брендами DR и EVO за произведенные в Италии. В реальности это собранные крупноузловым методом китайские машины с переклеенными шильдиками.

Боятся, но сотрудничают

Пока правительства Европы и США вводят заградительные пошлины, опасаясь доминирования китайских производителей, именитые марки из этих стран, а также из Японии давно и плотно сотрудничают с автопромом из КНР.

Во-первых, Китай — один из крупнейших рынков со своими специфическими предпочтениями. Многие традиционные бренды создали там совместные предприятия с местными автопроизводителями, чтобы обойти ограничения импорта. Например, упомянутый Jaguar Land Rover выпускает свои автомобили для КНР в партнерстве с Chery. При этом многие модели, специально созданные под местные вкусы, проваливались. Так почему бы не доверить эту работу местным?

-3

Еще несколько лет назад Mitsubishi показала электрокроссовер Airtrek, созданный на базе Aion V китайской GAC. Так находящийся в сложной ситуации японский производитель сэкономил на разработке машины. Свежий пример — показанная весной на Пекинском автосалоне Mazda EZ-6. По сути, это «загримированный» китайский Shenlan SL03.

Заднеприводный лифтбек будут выпускать как в чисто электрическом варианте с запасом хода 600 км, так и в гибридном с запасом хода более 1000 км. Машину будут делать в Китае на СП Changan-Mazda. Не исключено, что она появится и на экспортных рынках, став заменой модели Mazda 6.

В Китае дешевле

Производить в Китае дешево, чем пользуются, например, BMW, Tesla и Volvo, поставляющие свои машины made in Сhina на ряд рынков, в том числе и в Европу. Электромобиль Dacia Spring и так был переделан из Renault Kwid, сверхбюджетной модели для развивающихся рынков. Однако самым доступным европейским электрокаром (€17 тыс.) он стал благодаря сборке в Китае, которой занимается DongFeng.

Если Volvo ранее помогла создать Geely современные платформы, то теперь пользуется китайским опытом разработки электромобилей. Ее электрический компакт EX30 делит платформу SEA с новыми Smart и Zeekr. Гендиректор Хокан Самуэльссон ранее объяснил такой выбор снижением расходов.

-4

Это бы позволило предложить электромобиль в США по выгодной цене ($36 тыс.), но из-за введенных правительством США заградительных пошлин EX30 теперь планируют поставлять из Бельгии, и машина, скорее всего, подорожает.

Быстрее и моложе

Производители электромобилей из КНР оказались конкурентоспособны благодаря госсубсидиям и доминированию Китая в добыче и переработке полезных ископаемых для тяговых батарей. Впрочем, КНР сильна не только аккумуляторами.

Анализ AlixPartners показал, что китайские бренды имеют 35-процентное преимущество в издержках, что позволяет им снижать цены с целью компенсации пошлин. Производители электромобилей из КНР создают новые продукты в два раза быстрее (40 месяцев против 20 месяцев) в основном за счет того, что отказались от избыточного проектирования. По данным AlixPartners, модели под китайскими брендами на два-три года «свежее», чем конкуренты и в среднем находятся на рынке всего 1,6 года.

-5

Поэтому альянс VW и Renault, направленный на создание доступного электромобиля с ценником ниже €20 тыс., не сложился. Немецкий автопроизводитель вместо того, чтобы противостоять «электричкам» из КНР в Европе, предпочитает сотрудничать с китайскими SAIC и Xpeng, а также стартапом Rivian и нацелен на рынок Китая.

Сами не справляются

Именитые марки из Европы и Америки, сделав ставку на электрификацию, столкнулись с низким спросом на свои модели, которые всё еще стоят дорого. Теперь они терпят убытки и пересматривают производственные планы. Ford, по данным Bloomberg, теряет $100 тыс. на каждом выпущенном электромобиле, а убыток по итогам этого года может достигнуть $5,5 млрд.

Mercedes ранее рассчитывал, что к 2030 году перейдет на полностью электрический модельный ряд, но теперь считает, что только половина продаж придется на электромобили и подключаемые гибриды. General Motors испытывает проблемы с батареями LG Chem и собственной электрической платформой Ulthium. Концерну даже пришлось останавливать производство модели Chevrolet Blazer EV, чтобы устранить неполадки.

-6

Куча проблем с электромобилями Fisker и последовавшее банкротство компании показывают, что не все могут повторить успех китайских электростартапов.

Китайский феномен

— Феномен успеха автопрома КНР — в умелом сочетании опыта плановой экономики и рыночных механизмов. Китай и Россия в свое время эффективно сотрудничали в этой сфере, что заложило основу для развития отрасли в Китае. Затем КНР грамотно привлекала западные технологии и инвестиции, параллельно наращивая собственный потенциал через вложения в НИОКР. Четкая стратегия и господдержка позволили китайскому автопрому достичь впечатляющих успехов. Уже в 2009 году КНР обогнала США по выпуску автомобилей, а в 2021 произвела свыше 27 млн шт. — более четверти от мирового объема. Теперь Китай наращивает экспорт, создавая производства за рубежом. Низкие цены и господдержка дают Китаю серьезные конкурентные преимущества, особенно в сегменте электромобилей. Встает вопрос о растущей зависимости мирового автопрома от Китая и возможных последствиях этого процесса. Анализ показывает, что взаимодействие мировой автоиндустрии с экономикой КНР действительно усиливается и Китай становится важным центром компетенций в этой сфере. Это закономерный результат продуманной долгосрочной стратегии развития в сочетании с трудолюбием и целеустремленностью китайского народа, — рассказал кандидат технических наук Анатолий Фиронов.

-7

Мало какой завод в Европе сейчас может сравниться с каждым вторым китайским заводом — там всё новее и лучше, отмечает главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.

— Поскольку всё новое и роботизированное отличается высокой производительностью, то получается как в свое время с телефонами: гораздо выгоднее делать всё в Китае. Некоторые компании начинают заимствовать китайские платформы. Может быть, не совсем китайские, потому что китайцам помогали, тем не менее они были спроектированы под эти современные производства. В какой-то момент европейцы, как и США, начнут продавать только мозги, ноу-хау, новые идеи. Это случится не завтра, но через какое-то время произойдет. Европа в последние годы находится в весьма уязвимом состоянии. Отказ от российских энергоносителей — это мощный удар по отрасли и снижение конкурентоспособности. Китай смотрит еще и дальше, скупая месторождения редкоземельных металлов в Африке и Южной Америке, — отметил эксперт.

-8

Кадаков указал, что китайские производители не боятся экспериментировать и ошибаться.

— Если Audi и Mercedes «допиливают» автомобиль, китайцы этот последний шаг, тяжелый как по финансам, так и по затраченному времени, не делают. Машина получилась — всё, вперед. Мы лучше разработаем новую, чем будем доводить все эти нюансы по управляемости и звуку закрывания дверей. Они не боятся экспериментировать, пробовать. Марка HiPhi разорилась, ну и что? Таких стартапов будет миллион, — считает главный редактор «За рулем».

Евгений Багдасаров

Авто
5,66 млн интересуются