Василий Иванович Зуев с 1902 по 1917 годы сотрудничал с фирмой Карла Фаберже и выполнял заказы Кабинета Его Императорского Величества, в общей сложности известно около 150 произведений фирмы Фаберже с миниатюрами Зуева. Среди них — миниатюрные портреты и композиции для знаменитых пасхальных яиц из императорской серии.
В собрании Музея Фаберже представлено несколько шедевров с работами Василия Зуева, главным из них является императорское пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования» 1911 года.
Биография художника
Василий Зуев (1870-1941) родился в деревне Кременки Ставропольского уезда Самарской губернии. В 1895 году он закончил Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, затем обучался за границей и в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а с 1902 года сотрудничал с фирмой Карла Фаберже.
О Василии Зуеве, легендарном художнике фирмы Фаберже и Кабинета Его Величества, еще 30-40 лет назад сведений было немного. Неизвестна была даже дата его смерти. В 1931 году Евгений Карлович Фаберже пишет в письме русскому офицеру В. В. Сахарову, который собирал материалы для «Словаря русских художников». «Зуев Василий Иванович. Отличный миниатюрист, работал главным образом для Фаберже до 1918 г.»
Записки князя К.Н. Голицына, который приходился племянником покровителя Василия Зуева, сенатору А.Д. Свербееву, дают много новых сведений к портрету личности художника. Вот выдержки из этих записок:
«Из подопечных Сенатора его особым расположением пользовался некий Василий Иванович Зуев, человек уже не первой молодости, живший постоянно в квартире своего патрона в большой, но темной комнате окнами во двор. Василий Иванович был тихим и скромным человеком. Носил он почему-то всегда один и тот же китель офицерского образца. В дневные часы он был прикован к столу-конторке, стоявшему в углу гостиной, возле окна. Склонившись над столом с большой лупой в левой руке, он писал акварелью портреты-миниатюры на пластинках из слоновой кости. Для своего ювелирного мастерства он пользовался тончайшими кистями, принимавшими лишь то минимальное количество краски, которое требовалось для нанесения почти не различимых глазом штришков и точек.
Василий Иванович постоянно имел заказы и хорошо зарабатывал. Наиболее выгодным заказчиком, пожалуй, была Царская Семья, для которой он делал, между прочим, миниатюры неправдоподобно малого размера. Таким был, например, погрудный портрет Николая II в военной форме и при всех орденах, величиною с ноготь безымянного пальца».
Яйцо «Пятнадцатилетие царствования»
Пасхальное яйцо «Пятнадцатилетие царствования», подаренное Николаем II Александре Федоровне в 1911 году, посвящено юбилейной дате в жизни империи и царской семьи. На скорлупе в овальном медальоне под выпуклой пластиной из горного хрусталя начертана дата вступления на престол Николая и Александры – «1894». Через два года после этого они были коронованы в Успенском соборе, и, таким образом, в 1911 году исполнилось пятнадцать лет с момента коронации, но не воцарения последнего русского монарха.
Яйцо «Пятнадцатилетие царствования» – единственный пасхальный подарок из изготовленных по императорскому заказу фирмой К. Фаберже, который украшен одновременно и портретами, и повествовательными историческими композициями. Сюрприза как такового в нем нет, поэтому отделка самого яйца отличается особенным великолепием: его золотая скорлупа покрыта белой транспарантной переливчатой эмалью по гильошировке и разделена на восемнадцать сегментов рельефными зелеными эмалевыми гирляндами с алмазными перетяжками. В них, как в драгоценные рамы, помещены «художественно и тончайше исполненные» миниатюры, написанные Василием Ивановичем Зуевым акварелью по кости и покрытые пластинами из горного хрусталя. Это семь портретов членов царской семьи – Николая II, Александры Федоровны, их пятерых детей, а также композиции, изображающие «главные события из царствования государя императора». Рамки портретов выполнены из мелких алмазов – «монарших камней», которые почти всегда обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже. В верхнем ярусе помещены портреты трех старших дочерей – Ольги, Татьяны и Марии (они расположены по возрасту). Самая маленькая – Анастасия – изображена в нижнем регистре, там же, в овальных медальонах, проставлены даты – «1894» и «1911». В центральном живописном поясе находятся портреты царя, царицы и цесаревича Алексея – единственного сына императорской четы.
Летопись правления Николая II в миниатюрах В. Зуева
9 других ячеек на яйце представляют важнейшие события царствования вплоть до 1911 года. Так, он изобразил величественный Михайловский дворец, в котором по повелению Николая II был размещен национальный художественный музей, названный Русским музеем императора Александра III — коллекционера и мецената, покровительствовавшего национальному искусству в целях укрепления идей самодержавия и православия.
Продолжая политику своего отца, которого называли «царем-миротворцем», Николай II выступил с предложением положить предел росту вооружений, «ведущему к войне неслыханных размеров». По инициативе императора в 1899 году была созвана Международная мирная конференция в Гааге, главной целью которой провозгласили ограничение военного бюджета и вооружений. По итогам конференции были приняты и утверждены несколько деклараций и соглашений, учрежден Гаагский международный суд. Этот важнейший момент мировой истории запечатлен в изящной миниатюре В. Зуева, на которой изображен дворец в Гааге, где проходила конференция.
К архитектурным пейзажам В. Зуева помимо Дворца мира в Гааге и Русского музея относится и миниатюра с изображением моста Александра III в Париже, который был заложен Николаем II в дни его пребывания во французской столице осенью 1896 года. В числе других событий русской истории времени царствования Николая II, запечатленных Зуевым на яйце, — открытие памятника Петру I в Риге в 1910 году и воздвижение в 1909 году каменного креста над так называемой «шведской могилой» — в ознаменование 200-летия Полтавской победы.
Другие миниатюры на яйце представляют собой повествовательные многофигурные композиции, причем художнику удалось, несмотря на их маленькие размеры, создать впечатление присутствия множества народа и грандиозности шествий. Особенно показательна в этом смысле миниатюра с изображением торжественной коронационной процессии на Соборной площади Кремля. Зуев запечатлел тот момент, когда Николай II в форме лейб-гвардии Преображенского полка и Александра Федоровна в платье из серебряной парчи медленно и величаво шествуют к алтарю Успенского собора.
Продолжением темы является вторая миниатюра, изображающая торжественный обряд Священного коронования. Государь показан возлагающим на себя корону Российской империи.
Еще одним важнейшим событием в русской истории, запечатленным В. Зуевым, было открытие Первой Государственной думы, состоявшееся 27 апреля 1906 года. На миниатюре изображено чтение императором манифеста. На престоле в Георгиевском (Большом тронном) зале Зимнего дворца покоится императорская порфира.
Анализируя выбор исторических событий для миниатюр, невольно приходишь к выводу, что представители фирмы Фаберже все же советовались с императором по поводу тех или иных сюжетов или же были в курсе его предпочтений. Фаберже наверняка знал, что, помещая на яйце миниатюру с изображением перенесения мощей святого Серафима Саровского, он запечатлевает значительное событие в жизни императора и императрицы. Николай II очень живо интересовался жизнью и личностью старца-подвижника Серафима, скончавшегося в 1833 году в Саровской пустыни, среди глухих лесов на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, и давно почитавшегося местными крестьянами за святого. Когда Синод объявил о причислении старца к лику святых, царь пожертвовал большие средства на украшение обители, сооружение раки для хранения мощей преподобного и организацию торжеств по их перенесению. 17 мая 1903 года Николай II, императрицы Александра Федоровна и Мария Федоровна, великие князья Сергей Александрович, Николай Николаевич, Петр Николаевич, другие члены царской семьи, а также отцы церкви прибыли в Саров. На следующий день они отправились в Зосимо- Савватиевскую церковь, где стоял гроб с мощами святого Серафима. Император, великие князья и архиереи подняли его и понесли на носилках в Успенский собор — и именно этот эпизод запечатлен на миниатюре.
Миниатюры, украшающие скорлупу яйца, образцами для которых в основном служили официальные фотографии, отличаются мастерством технического исполнения, отточенностью и законченностью письма, скрупулезностью в изображении костюмов и аксессуаров. Ювелирные по исполнению, миниатюры Василия Зуева были идеальным дополнением драгоценных вещей, в первую очередь пасхальных яиц.