5 декабря 1999 года экипаж самолёта Ил-114Т (б/н UK-91004, Ташкентское авиационное производственное объединение имени В. П. Чкалова) под управлением летчиков-испытателей ТАПО доставил партию авиазапчастей в Москву. Обратный рейс был загружен лаками и красками, общий вес груза составлял около 2900 кг. На борту находились 4 служебных пассажира - члены технической бригады.
Взлет производился с ВПП 14L при сложных погодных условиях: ветер 220° 8 м/с с порывами до 14 м/с, видимость 10 км, полоса мокрая, коэффициент сцепления 0,5. Экипаж столкнулся со значительными трудностями в управлении самолетом во время руления - даже совместные усилия двух пилотов едва позволяли перемещать педали. Это было воспринято как увеличение нагрузки на рули из-за сильного ветра.
Несмотря на обсуждение возникших проблем, командир воздушного судна принял решение продолжать полет, попросив второго пилота помогать ему удерживать педали на взлете. Перед самим взлетом экипажу удалось установить органы управления в нейтральное положение. Однако уже через 300 метров разбега самолет начал уводить влево, колеса левой опоры находились всего в 3 метрах от левой кромки ВПП. Экипаж не прекратил взлет, продолжая удерживать самолет на курсе с помощью торможения колёс правой стойки шасси и управления передним колесом. Во время разбега самолет резко начал уходить влево, выкатился на левую бетонную полосу безопасности, оторвался от нее и через 300 метров столкнулся с железобетонным ограждением аэропорта и землей.
Фюзеляж разрушился на три части. Выжили только командир воздушного судна и один из служебных пассажиров. Причиной катастрофы стала полная потеря путевой управляемости самолета из-за заклинивания руля направления в крайнем левом положении, произошедшего во время руления из-за сильного порыва ветра.
Подпишитесь на канал Авиатехник, чтобы не пропустить новые статьи!