Когнитивное направление в психологии возникает во второй половине 20 века как раз из-за неудовлетворённости с одной стороны бихевиоризмом, с другой — психоанализом. Множество психологов того времени хотели оставаться с наукой. Очевидно, что психоанализ не вполне соответствовал научным стандартам. Эксперименты, наблюдения и эмпирическую проверку своей теории можно было провести в бихевиоризме, но, с точки зрения тех психологов, бихевиоризм всё очень сильно упрощал, низводя человека до крысы. К тому же всё больше людей стало склонятся к тому, что психология не может заниматься только поведением, она должна заглядывать внутрь человека. Таким образом, бихевиоризм не устраивал из-за своей ограниченности.
Вместе с когнитивистами в психологию возвращается сознание, которое некогда было утеряно. Бихевиористы от него отказались, потому что оно не наблюдаемо, психоаналитики, — во всяком случае, первые, — потому что оно мало что значит, ведь всё решает бессознательное, которым и следует заниматься.
«Cognitive» переводится как «познавательный», соответственно когнитивная психология занимается такими вещами как: память, процесс обучения и принятие решений, воображение, внимание, мышление, речь, и язык, выстраивая для этих вещей объяснительные модели и схемы. В литературе по когнитивной психологии часто встречаются формулы и рисунки, где будет один элемент, от него стрелочка к другому и т.д. Всё сильно напоминает учебник физики.
В когнитивной психологии, так же, как и в других направлениях, есть ряд положений, с которыми согласны все, кто здесь работает:
1. Человек обрабатывает информацию поэтапно. Стимулы, которые мы получаем из внешнего мира, внутри психики проходят через ряд последовательных преобразований. Эти преобразования и этапы можно изучать;
2. Количество информации, которое мы можем переработать, принципиально ограничено. Поэтому важно искать оптимальные, наиболее эффективные стратегии усвоения информации;
3. С точки зрения когнитивной психологии, человек — это сложный биокомпьютер. Со всеми вытекающими. Так, например, человек всегда работает с информацией. Информация поступает из внешней среды, обрабатывается и получается некий результат в виде поведения. Человек во многом поддаётся программированию, но в то же время он может быть спонтанным и непредсказуемым.
Благодаря исследованиям когнитивной психологии мы, например, точно знаем, что у нас есть несколько видов памяти, которые принципиально отличаются дуг от друга; мы знаем, что наше сознание очень сильно подвержено когнитивным искажениям и у нас есть основания себе не доверять. Это доказано экспериментально. Мы знаем, что бессознательное действительно существует, но оно совсем нефрейдиское. Кстати, чтобы не запутаться часто говорят не о бессознательном, а о неосознанном или о неосознанных процессах. Очень многое в нас действительно происходит неосознанно, фактически на автомате, и мы ничего не можем с этим поделать.
Теперь немного конкретнее. В когнитивной психологии многое заслуживает внимания. Мы скажем о вещах, которые наиболее полезны для повседневности и для понимания самого себя — скажем про когнитивный диссонанс и когнитивные искажения.
Когнитивный диссонанс — это состояние внутреннего дискомфорта, который возникает из-за того, что есть две разные идеи, два разных мнений или ценности.
Хрестоматийный пример — курение. Нам с детства говорят, что курение вредно, нам показывают страшные картинки и рассказывают очень неприятные истории, который связаны с курением. В то же время десятки миллионов людей, которые были воспитаны в этой среде, которые видели все картинки и слышали все истории, продолжают курить. Почему так получается?
Согласно теории, человек, переживающий когнитивный диссонанс, будет минимизировать дискомфорт, который он ощущает. С одной стороны, есть желание жить долго и счастливо, с другой — желание курить. Это две противоположности, из-за которых появляться дискомфорт. Как его снять? Можно себе сказать, что курение не так уж плохо, как все говорят, ведь вокруг так много курильщиков, с которым в общем не происходит ничего плохого; можно сказать, что не так уж много я и курю, моя суточная доза особого вреда не принесёт; можно сказать, что пускай, да, я курю, зато не набираю вес и т.д. Мы начинаем искать причину, почему курение может быть не таким плохим, как кажется, или даже хорошим. И это помогает.
Другой пример. Вы уверены, что живёте в великой стране с честным, порядочным, справедливым и умным руководством. И вот где-то появляется статья или видео, в котором говорится, что это руководство коррумпировано и у него руки по локоть в крови. Сталкиваются два противоположных представления и возникает дискомфорт, который нужно снять. Как это сделать? Можно сказать, что этот материал — ложь, политический заказ, фейкньюс или вброс; можно сказать, что это ещё не доказано или что всё как-то неоднозначно; можно сказать, что если всё на самом деле так, то почему этим не занимается прокуратура и т.п.
Мы по умолчанию склонным минимизировать дискомфорт, который возникает из-за когнитивного диссонанса. Это помогает нам нормально жить и быть уверенными в себе. Проблема в том, что наши установки, мнения и представления могут быть ложными, а то, что им противоречит, может быть истиной. Об этом полезно знать и помнить.
Когнитивные искажения — это ошибки в мышлении. Возникают они постоянно и являются, если хотите, психическими привычками. Некоторые из них помогают лучше адаптироваться к ситуации, но вообще их стоит исправлять, потому что очень часто они приводит к недопониманию, некорректным выводам и конфликтам. Их очень много, скажем только о трёх, с которыми мы сталкиваемся каждый день.
1.Ошибка выжившего. Есть необъятный массив литературы, в котором утверждается, что успешным бизнесменом может стать любой и что это совсем несложно. Дальше будут приводится примеры сверхуспешных предпринимателей, которые ничем особенным никогда не выделялись и даже не окончили университет, но тем не менее достигли таких высот. Слушая эти истории успеха, у человека создаётся впечатление, что бизнес — это действительно для всех — иди создавай, открывай и богатей.
Это типичная ошибка выжившего, потому что нам не сообщают о случаях, когда обычные люди попробовали открыть бизнес и у них не получил, когда человек оставил университет, а через 10 лет стал бездомным. Если учитывать не только «выживших», т.е. тех, у кого получилось, но и «погибших» т.е. тех, у кого не получилось, то картина успеха в бизнесе выглядит совершенно иначе.
Другой пример. У нас есть сложная, извилистая дорога, за этой дорогой — глубокий овраг. Идёт дождь. По дороге едет автобус с детьми, его заносит, он ломает ограждение и зависает над пропастью. Об этом пишут все газеты, как полагается, с эмоциональными интервью и впечатляющими фотографиями. Все говорят о чуде: вмешались потусторонние силы, добрые духи или даже сам бог, который могущественным перстом предотвратил трагедию. Это ошибка выжившего, здесь, кстати, буквально. К сожалению, газеты не сообщают нам статистику по ДТП на этом участке дороги в дождливую погоду за последние 100 лет. А надо бы. Потому что, взглянув на эту статистику, мы бы обнаружили сотни аварий с печальным концом и поняли, что конкретно этому автобусу с детьми просто очень повезло.
2. Стереотипизация. Мы знаем, что все англичане надменные и эгоистичные, что все немцы склонны к порядку и дисциплине, а со всеми русским можно поговорить по душам. Мы также знаем, что буддисты спокойные и много времени проводят за медитацией, а у женщин, которые строят карьеру, есть серьёзные проблемы в личной жизни. Всё это и многое другое мы знаем наверняка, но так ли это на самом деле?
3. Феноменом Баадера — Майнхофа. Вы узнаёте какую-то новую информацию, о которой все говорят, которая вам показалась очень важной или просто интересной. Вы уделили этой информации какое-то время, остановились и подумали. Например, вам понравилась картина, которую вы раньше не видели, и вы поинтересовались, кто её написал, или узнали о каком-то необычном природном явлении. И вот спустя несколько часов или, может быть, пару дней ваш знакомый, который никогда не интересовался искусством, вдруг в разговоре упоминает этого художника, а о необычном природном явлении вы слышите в интервью или новостях. Вам кажется, что это новая информация буквально везде. Это не чудеса и не мистика. Это — когнитивное искажение, которое называется феноменом Баадера — Майнхофа: если то, что вы недавно узнали, встретимся вам ещё раз через небольшой промежуток времени, то это что-то будет восприниматься как очень часто повторяющееся.
Любой человек, который учил иностранный язык, знает, что стоит только узнать новое слово или фразу, и оно в тот же день обязательно встретиться в каком-нибудь тексте или в чьей-то речи. На самом деле все эти слова, фразы, художники и необычные природные явления, о которых мы узнали вчера, окружают нас каждый день, просто, поскольку мы их не знаем, постольку не обращаем на них внимания.