В начале 80-х Григорий Горин взялся за переработку повести Алексея Толстого «Граф Калиостро», превратив её в искромётный сценарий, за постановку которого принялся Марк Захаров. Обычно режиссёр ещё на стадии проработки литературной основы фильма представлял, кто сыграет того или иного персонажа. В тот раз он тоже наметил список нужных исполнителей.
Главная роль была приготовлена для Нодара Мгалоблишвили — грузинского актёра, которого Захаров подловил на гастролях в Москве. Марк Анатольевич наведался к артисту в гримёрку и долго уговаривал его принять участие в картине. Мгалоблишвили отказывался, ссылаясь на плохой русский язык и «хороший» грузинский акцент, но, получив обещание, что его переозвучат, — согласился. Дублировал коллегу Армен Джигарханян.
Заселившись перед съёмками в гостиницу, Нодар Александрович сломал ногу — устроил на балконе номера (расположенного на втором этаже) сольное представление для проходящей мимо девушки: сел на перила, забылся, очнулся-гипс. В кадре Калиостро не появлялся в полный рост, а там, где нужны были ноги графа, снимались ноги композитора Геннадия Гладкова.
На роль смоленского помещика Алексея Федяшева Захаров выбрал молодого актёра Александра Михайлова, для которого «Формула любви» стала последней работой в кино. Через пару лет после премьеры Михайлов ушёл из театра и вместе с женой стал исполнителем духовных стихов и песен.
«Я не относился к картине серьезно, как к своим драматическим ролям в театре, ведь “Формула любви” — это комедия.<…> Между прочим, роль Алексея стала для меня автобиографичной. В юности я был очень похож на своего героя, такой же витающий в облаках юноша. Когда прочитал сценарий, понял, что это про меня. В конце фильма мой герой взрослеет, женится, у него начинается новая жизнь. У меня было так же».
Его возлюбленную Марию Ивановну сыграла восходящая звезда Елена Валюшкина. Девушка, несмотря на предложение самого Захарова, подумывала отказаться от роли. Несколько месяцев молодая артистка работала по плотному графику в театре и кино, поэтому планировала отдохнуть.
«До этого фильма я уже снялась в двух картинах Юрия Чулюкина: “Не хочу быть взрослым” и “Как стать счастливым”. Хороший режиссёр, а партнеры, о которых можно только мечтать: Евгений Стеблов, Наталья Варлей, Лев Дуров, Владимир Шевельков, Николай Караченцов. Поэтому приглашение в “Формулу любви” произвело на меня впечатление просто очередного предложения, нарушающего мои отпускные планы».
- Читайте также: Голливуд отдыхает: яркие красавицы советского экрана
Доктора и тётушку Алексея Федосью Ивановну сыграли Леонид Броневой и Татьяна Пельтцер. Если верить байкам, между сменами легендарные ленкомовцы практически не спали, потому что ночи напролёт рубились в преферанс, взяв в свою элитную компанию звукооператора Юрия Рабиновича. Круглосуточное бодрствование не сказывалось на работе: 80-летняя Пельтцер, как обычно была активна, а слегка сонный вид Броневого отлично подходил его персонажу.
Александр Абдулов сам напросился в фильм, когда прочитал первую редакцию сценария. Специально для него Горин написал роль Жакоба, который вместе с Маргадоном Семёна Фарады образовали яркий дуэт подручных графа. Абдулов и Фарада также решили, что их тандем должен петь, после чего Гладков за считанные минуты сочинил очередной кинохит — «Уно моменто».
- Читайте также: Музыка Геннадия Гладкова в кино и мультфильмах
На роль деревенской девки Фимки Захаров выбрал свою дочь Александру. Именитый режиссёр не просто не баловал наследницу ролями: когда Александра окончила Щукинское училище, Марк Анатольевич долго сомневался, стоит ли брать её в театр. Решение о зачислении молодой актрисы в «Ленком» руководитель доверил художественному совету. Совет поддержал артистку, но той пришлось долго «мариноваться» в эпизодах, прежде чем выйти на ведущие позиции. Участие в «Формуле любви» стало для Захаровой прорывом в карьере.
Фото: кадры из фильма