Найти тему

«Откуда у него столько слез?»


Слишком частые слезы и обиды- это частая причина обращений родителей ко мне. И если обиды ребенка начинают тревожить родителя только тогда, когда их сын или дочка из- за обид остаются без друзей, то повышенная плаксивость в начальной школе и в более старшем возрасте уже вызывает тревогу, раздражение и непонимание.
Как на это реагировать? Почему его одноклассники не такие? А если это мальчик, то проблема кажется, еще большей.

Именно с такой проблемой мама и пришла ко мне. Ребенок стал свидетелем сильного потрясения, которое произошло в семье. Все закончилось хорошо, все живы, но после того дня ребенок 8 лет не может оставаться один больше 2-3 минут. А вот бесконечные слезы были и раньше. Думали перерастет, повзрослеет, перестанет. Но нет. Плачет в школе, трудно переключается от слезливого состояния. Плачет с друзьями, если чувствует, что они сильнее. Сильно расстраивается, когда делает ошибку, боится, что его будут ругать. Здесь слезы тоже не заканчиваются.

-А как ты пережила то, что у вас в семье случилось? – спрашиваю я у мамы и вижу слезы на глазах. Ага. Не пережила еще. Страшно. Боится.
- А кто у вас в семье так же много плачет? Есть такие? – задаю вопрос.
- Есть. Я так же постоянно реву, когда не могу себя отстоять. Сразу ком в горле, все зажимается. Слезы- это у нас семейное.
- Понятно. А что говоришь ребенку, когда он прибегает со слезами на глазах?
- Говорю, что нужно сдерживать эмоции, не плакать. Слезы- это слабость!
- А от чего чаще всего в школе плачет? Что расстраивает?
- Когда делает ошибку и его ругают, у него прям истерика случается! Учительница удивляется, что у него столько много слез.
- А как вы в семье реагируете на его ошибки? Как ты вообще сама – боишься ошибаться?
- Мы все, конечно, охаем, ахаем, возмущаемся, учим его не ошибаться. А сама я, конечно же, хочу жить без ошибок. Я видела людей, которые ошиблись, исправили и дальше идут, но я так никогда не смогу. Хочется все же обойтись в жизни без ошибок. Я и ребенка этому учу.

Теперь разбираемся по порядку.
Первое, что нужно сделать, чтобы помочь ребенку – убрать последствия со стрессового события, которое произошло в семье. Хватит одного занятия. Но обязательно нужно разобраться и с маминой реакцией на это воспоминание. Потому что, если убрать страх у ребенка, а у мамы он останется, то ребенка не обманешь: раз маме все так же страшно, значит нужно бояться. Мама же главный человек в жизни ребенка.

Второе. Мама во всех ситуациях, где нужно себя отстоять, плачет. Ну тогда нужно разбираться с мамиными слезами в первую очередь. Малыш же учится стратегиям поведения у самых близких людей. Просто сказать ему о том, что не нужно плакать, а при этом «уплывать в соседнюю комнату» в своих слезах – не получится. Ничего не изменится. Почему маме можно плакать, а ребенку нет? Тут, как и всегда, нужно собственным примером работать. Найти причину маминых слез, переработать ее, встроить новое поведение и показать сыну, что вот так можно решать вопросы.

Третье. А как это – «сдерживать эмоции и не плакать?» Разве ребенок может не чувствовать? А почему «плакать- это значит быть слабым»? Разве плачут только слабые люди? То есть мама внушает ребенку, что он слабый? А именно так это и происходит: ребенок не может не плакать, а мама говорит, что плачут только слабые. Значит он слабый! Как ему будет с такой установкой в жизни?

Плаксивость младшего школьника – это очень тревожный симптом, к которому, безусловно, родителям надо отнестись с вниманием. Иначе у ребенка дальше разовьется тревожность, пессимистичность по жизни, а там и до панических атак недалеко.
Плаксивыми чаще бывают девочки. А вот когда плачет мальчик , то общество у нас это порицает (поэтому мама и стыдит ребенка). Но, когда родители пресекают стыдом слезы своего сына, то только усугубляют ситуацию. Но и частые девченочьи слезы, если на них не обращать внимания, могут привести к тому, что во взрослой жизни такой девочке трудно будет адаптироваться.

Самое главное, что нужно сделать – разобраться в причинах постоянной слезливости ребенка и помочь ему по-другому справляться со своими эмоциями.
Повышенная плаксивость ребенка 7-8-9 лет может говорить и об его усталости, и о меланхолическом темпераменте, и о том, что может быть, он именно таким образом вызывает сочувствие и внимание к нему (если родители кидаются его спасать каждый раз, когда видят слезы). И со всем этим нужно обязательно разбираться. А если родители бесконечно будут просто ругать или, наоборот, спасать ребенка при виде очередных слез, то побочным негативным эффектом подобного воспитания будет растущая у ребенка неуверенность в себе.

И четвертое, про сверхожидания родителей. Ребенок может плакать, если родители предъявляют ему постоянные требования сверх его силы: не ошибаться (возможно ли это?), получать только хорошие оценки (точно не бывает без плохих?), быть лучшим спортсменом (это вообще ваше желание или его?).
Когда родители нагружают ребенка заданиями, идеями, смыслами, непосильными для его возраста, – результат, как ни странно, бывает схожим с тем, что мы имеем в случае гиперопеки: у малыша формируется заниженная самооценка, а значит, у он постоянно будет хотеть, чтобы его поддерживали и сочувствовали ему. И тут слезы ему, конечно, придут на помощь. В случае со сверхтребованиями ребенок переживает вдвойне. Он постоянно боится не оправдать ожиданий родителей.
А так как родители сами боятся ошибаться, то они и с ребенка требуют этого. Поэтому в этом случае, тоже в первую очередь нужно разобраться со своими страхами, тогда и ребенок, глядя на родителей, перестанет бояться.

И что еще очень- очень важно. Часто замечаю, что в начальной школе (да и не только в ней) родители «переходят на сторону» учительницы, начинают заодно с ней ругать дочку или сына. Ребенок воспринимает это как предательство. Раньше мамочка любила и помогала. А теперь ругает за случайные: почерк, невнимательность, заставляет делать уроки, когда нет сил, в общем, переходит на сторону «врага». А на «стороне ребенка» никого не остается. Он один должен противостоять почти круглосуточному давлению. Именно так он все и чувствует.

Какой вывод можно сделать после такой диагностики?
- Ребенку обязательно нужна помощь
- Все можно изменить
- Маме нужно убирать свои страхи, последствия стресса, научиться самой реагировать на жизненные ситуации без слез и убрать свои сверхожидания от ребенка.

С 1 июля стоимость диагностики 500 рублей (дальше будет больше). В неделю беру 3 человека. С теми, кто напишет до конца недели, проведу диагностику бесплатно даже в июле. Пишите
«Хочу на диагностику».

Подписывайтесь на мое Сообщество в ВК, где я рассказываю о том, что нужно делать, чтобы в семье были доверие и дружба с детьми.

Написать в Вотсап

Написать в Телеграмм

На любом этапе воспитания детей можно все исправить. Главное, что важно в отношениях - это доверие.