Найти тему
Наука и фантастика

Вертолет Корню и гироплан Бреге-Рише

Честно признаюсь: я никогда не летала на вертолете. Не было повода. Да и побаиваюсь я их. Но мы так привыкли к этим воздушным машинам, что уже почти не представляем, как без них обходились раньше - до того, как французский изобретатель, инженер и механик Поль Корню (1881-1944) впервые поднялся в воздух на вертолете собственной конструкции.

Это случилось 3(13) ноября 1907 года в Нормандии. Он сам продемонстрировал свой геликоптер. Полет длился всего несколько секунд, но было доказано, что эта странная штука способна подняться в воздух и приземлиться.

Поль Корню за рулем своего вертолета. 1907. Фото: Википедия.
Поль Корню за рулем своего вертолета. 1907. Фото: Википедия.
В 2007 году, в год столетия первого полёта вертолёта, была построена его полноразмерная копия, которая демонстрируется в музее Авиации и Космонавтики в Париже.

И в честь того же юбилея в 2007 году копия вертолета экспонировалась во дворе музея Лувр - как произведение инженерного искусства.

Автор фото - Rundvald, Википедия, общественное достояние.
Автор фото - Rundvald, Википедия, общественное достояние.

И у нас кое-где можно посмотреть на модель вертолета Корню, только маленькую, зато в двойном варианте.

В павильоне Космос на ВДНХ, в выставочном пространстве, посвященном авиации, демонстрируется и небольшая (фактически игрушечная) копия вертолета, и она же - виртуально анимированная, на экране над витриной.

Красивое зрелище.

Экспонат павильона Космос. Фото моё.
Экспонат павильона Космос. Фото моё.
Фото моё. Снимок в движении.
Фото моё. Снимок в движении.

А рядом - такой же макет с визуализацией полета гироплана № 1 - первого квадрокоптера, сконструированного в том же 1907 году соотечественником Корню, Луи-Шарлем Бреге, и другом семьи, профессором Шарлем Рише (который вообще-то был физиологом).

Испытание состоялось в сентябре, но было не очень успешным: конструкция чуть-чуть подпрыгнула в воздух, однако не полетела, да и не могла полететь, поскольку не имела органов управления.

Модель гироплана № 1. Источник: Википедия.
Модель гироплана № 1. Источник: Википедия.

Тем не менее, Бреге удалось доказать, что машина такой конструкции способна выполнить вертикальный взлет. Затем в 1909 году появился гироплан № 2, но в производство они не пошли, хотя в 1911 Луи Шарль Бреге основал собственную авиафирму, а в 1912 построил первый гидроплан (не путать с гиропланом).

В павильоне Космос можно посмотреть, как гироплан мог бы летать.

Фото моё.
Фото моё.

По фотографиям легко заметить, насколько изящными и на вид хрупкими были первые вертолеты и гиропланы. Могли ли они при такой конструкции выполнять какие-то полезные функции - вопрос почти риторический.

Но, в отличие от современных вертолетов, такие машинки можно было построить хоть в сарае - лишь бы он был достаточно просторным.

А главное - дерзкая мысль: для полета совершенно не обязательно иметь крылья или наполненный газом шар.

--

При взгляде на эти экспонаты мне вспомнился маленький усердный марсианский вертолетик Инженюити ("Женька"), который всё-таки сломался, но продержался в суровых условиях Марса невероятно долгий срок.

Инженюити. Фото из Википедии.
Инженюити. Фото из Википедии.

Так может быть, вертолет Корню и гироплан Бреге-Рише пригодились бы на других планетах?..

Я в своей космоопере очень обтекаемо описываю малые летательные аппараты, называя их просто "флаерами". Возможно, некоторые из них, на самом деле, геликоптеры.

Мои романы из цикла "Хранительница" размещены на Бусти, на Литмаркете и на Литресе.

На портале Литсовет я выкладываю тексты с созданными мною иллюстрациями. В настоящий момент там выложены все романы серии, включая "Возвращение Улисса".