Найти тему
starcom68

Лучший в СССР: трактор ХТЗ 15/30 в селе Кыласово Пермского края

Еще зимой одна знакомая рассказала мне про этот трактор рядом со своей дачей. Я сначала не поверил, т.к. думал что знаю все трактора 1930-х годов не только на Урале, но и в некоторых других регионах (в конце будут ссылки на репортажи о них), но потом до меня дошли фото и я понял, что надо ехать. Ведь это не просто широко распространенный на постаментах трактор СХТЗ 15/30, а трактор именно харьковского производства.

ХТЗ 15/30 в селе Кыласово Кунгурского района Пермского края
ХТЗ 15/30 в селе Кыласово Кунгурского района Пермского края

Так или иначе в июне этого года я отправился в село Кыласово Кунгурского района Пермского края и припарковался недалеко от железного коня первенца советских пятилеток. Дети из проходившей рядом семьи сразу отметили, что видели мою машину в городе. Приметная.

А вот и наш трактор на фоне здания полиции
А вот и наш трактор на фоне здания полиции

Но сначала мы с вами отправимся не к трактору, а чуть в сторону, чтобы осмотреть замечательный сквер под названием "Белые камни" в центре которого находится пограничный столб с деревянной лисицей. Это еще одна местная достопримечательность помимо Троицкой церкви, висячих мостов через реку Бабка (ссылка в конце) и геоглифа с портретом Ленина (как-нибудь отсниму и расскажу).

Сквер "Белые камни" в Кыласово
Сквер "Белые камни" в Кыласово

Настал черед подойти к трактору.

С этого ракурса он смотрится наиболее выигрышно и практически сразу заметно, что это не макет, а вполне комплектный экземпляр
С этого ракурса он смотрится наиболее выигрышно и практически сразу заметно, что это не макет, а вполне комплектный экземпляр

Трактор удивляет современного человека своими шипастыми колесами с металлическими грунтозацепами.

Вид с правого борта, догадываетесь зачем был нужен этот шкив?
Вид с правого борта, догадываетесь зачем был нужен этот шкив?
Виды на трактор с разных ракурсов
Виды на трактор с разных ракурсов

Хоть я и люблю говорить, что СХТЗ 15/30 был первым советским серийным трактором, на самом деле это не так.  В 1924-1932 гг. в СССР на заводе "Красный Путиловец" в Ленинграде по лицензии американской компании Форд выпускался трактор "Фордзон-Путиловец". Для молодой Советской Республики это была прорывная технология в области сельского хозяйства, хотя и не лишенная ряда недостатков.  Для копирования была выбрана модель "Fordson-F" приспособленная для небольших в сравнении с колхозами фермерских хозяйств с карбюраторным двигателем работающим на керосине. В Советской России керосин был дорог, техническая культура народонаселения ниже плинтуса, нагрузка в сравнении с фермерским хозяйством на один трактор была просто колоссальной, а его мощность в 20 л.с. недостаточной. В результате трактора быстро выходили из строя, а коллективизация требовала их все больше и больше. Конвейерной сборки как на заводах Форда не случилось..

ХТЗ 15/30 в селе Кыласово Кунгурского района Пермского края
ХТЗ 15/30 в селе Кыласово Кунгурского района Пермского края

Трактор СХТЗ 15/30 был разработан на основе конструкции одного из лучших тракторов того времени "McCormick Deering 15-30" выпускавшегося американской компанией "International Harvester" c 1921 по 1934 гг. Трактор имел классическую для тракторов компоновку: задние ведущие колёса увеличенного диаметра и передние направляющие уменьшенного диаметра, рамную конструкцию. Керосиновый карбюраторный двигатель мощностью 31,5 л.с. позволял трактору работать с нагрузкой в диапазоне рабочих скоростей от 3,5 до 7,4 км/ч. Внешне он мало отличался от "Фордзон-Путиловец" ("ФП"), но был более совершенным, чуть крупнее и в два раза тяжелее при увеличенных в 1,5 раза мощностных характеристиках. 15/30 означает тяговую мощность на крюке и мощность двигателя в лошадиных силах. Интересно, что при изготовлении трактора "ФП" была сохранена американская дюймовая система мер, а для СХТЗ все расчеты были переведены в метрическую систему – впервые в стране.

Боковой шкив был нужен для привода стационарных сельскохозяйственных машин. Бак для керосина тоже сохранился оригинальный
Боковой шкив был нужен для привода стационарных сельскохозяйственных машин. Бак для керосина тоже сохранился оригинальный

Для производства тракторов был построен Сталинградский тракторный завод, а затем и тракторный завод в Харькове. Производство на нем было налажено гораздо быстрее и с меньшим количеством проблем. Строительство Харьковского тракторного завода началось в январе 1930 года, а первый трактор сошел с конвейера уже в августе 1931-го. По конструкции он был аналогичен сталинградскому и получил индекс СХТЗ (ХТЗ) -15/30.

-9

Одним из главных достоинств "Интернационала" (второе название СТХЗ), унаследованным СТЗ и СХТЗ, была его универсальность. Тяговое усилие на крюке могло достигать 15 л. с. что позволяло использовать его не только для работы с двухкорпусными и трехкорпусными плугами, но практически со всеми видами навесных орудий.
СХТЗ-15/30 – классический трактор с рамным остовом и четырехтактным карбюраторным двигателем. В конструкции самого двигателя, впрочем, был ряд новшеств, увеличивавших его надежность: магнето высокого напряжения, масляный воздухоочиститель, а также масляный фильтр и насос. Главная передача была конической, а конечные – цилиндрическими и одноступенчатыми. Это в значительной мере повышало КПД трансмиссии. Двигатель работал на керосине и позволял развивать скорость до 7,4 км/ч.
Всего было выпущено 390 500 тракторов. На тракторостроительных заводах производство тракторов СТХЗ 15/30 было свёрнуто в 1937 году, эпизодически возрождалось в годы войны, а в послевоенные годы трактор производился на Московском авторемонтном заводе.

На видео (в конце репортажа) я заглядываю под капот трактора с правой стороны. Фото я почему-то не снял
На видео (в конце репортажа) я заглядываю под капот трактора с правой стороны. Фото я почему-то не снял
Какой красавец!
Какой красавец!
Шильдик красноречиво говорит о производителе трактора. Сохранилась даже крышечка радиатора
Шильдик красноречиво говорит о производителе трактора. Сохранилась даже крышечка радиатора
Вид на трактор с левого бока
Вид на трактор с левого бока
А вот тут я поднял крышку капота и отснял насколько это было возможно двигатель на фото. Почему-то я постеснялся задрать крышку штатно вверх.
А вот тут я поднял крышку капота и отснял насколько это было возможно двигатель на фото. Почему-то я постеснялся задрать крышку штатно вверх.
Не знаю что это за рычаг. Сначала я решил что это рулевой привод к передним колесам, но сейчас думаю что я был не прав
Не знаю что это за рычаг. Сначала я решил что это рулевой привод к передним колесам, но сейчас думаю что я был не прав

На клейме вверху читается:
СССР
МТМ (?)
В центре:
МКЗ
Киев
Внизу:
ГлавКотлоТурбоПРОМ

Кабина трактора или рабочее место тракториста пострадала несколько более
Кабина трактора или рабочее место тракториста пострадала несколько более
Вид сзади на кабину трактора
Вид сзади на кабину трактора
А это мой малолетний помощник Тимофей с которым мы попробовали завести "старичка". Что из этого получилось смотрите в видео
А это мой малолетний помощник Тимофей с которым мы попробовали завести "старичка". Что из этого получилось смотрите в видео

Ролик о том как мы пробовали завести трактор ХТЗ 15/30:

Висячий мост через бабку в селе Кыласово:

Bспользованы материалы сайта carakoom.com и Вики

Опубликованные мной трактора:

4. СХТЗ 15/30 у станицы Тацинской
5.
Фордзон-Путиловец выброшенный на улицу в Пскове
6.
Универсал-1 в Цюрюпинске

Понравилось? Благодарите донатами на карту Сбера 2202 2053 7263 9515. Средства пойдут на вкусный бензин для моей Белки в очередном путешествии этого года. Собрать надо 45 тысяч, собрано пока 20 тыс. Вы же наверное догадались, куда я намылился? Курс проложен в Приэльбрусье в Долину нарзанов, на плато Бермамыт и Канжол, и по следам известного советского гидрогеолога Н.Н.Славянова. Спасибо!

Оригинал поста в моем ЖЖ
здесь