Недавний релиз нового отечественного автомобиля посеял среди автолюбителей больше вопросов, нежели ответов. Многие до сих пор не понимают, какой целью было создание "Искры", ведь она в точности повторяет и дизайн и характеристики "Весты". А ведь в свое время волжский автогигант ставил перед собой более грандиозные цели и достигал их.
Первые "Жигули" хоть и являлись переработанной "копией" зарубежных моделей, но они стали основой бюджетных легковых автомобилей для советских граждан. Далее ВАЗ продолжил заполнять пустующие ниши, создав уникальный во всех смыслах автомобиль, как ныне модно называть такой тип авто - кроссовер.
Нива стала одной из самых удачных и нетленных разработок завода, в которую вплели комфорт легковушки с проходимостью внедорожника. Притом ВАЗ, сделав не какой-то грубый военный УАЗик, а вполне гражданский автомобиль, до сих пор и в хвост, и в гриву эксплуатирует наработки тех лет, пока все остальные автопроизводители шагнули далеко вперед.
Не в обиду любителям отечественного автопрома, скорее, в упрек руководству АвтоВАЗа: Ну неужели нельзя перестать выпускать откровенное старье и не плодить одинаковые авто, продолжая забивать давно заполненные ниши?
Если второй пункт этой претензии ещё можно отбросить в сторону, все-таки завод как-никак свои собственные новые модели разрабатывает, то вопрос о модернизации и совершенствовании продукции будто замер на десятилетия. Конечно, то и дело руководство завода кормит "завтраками", анонсируя скорое обновление той или иной модели, но максимальное количество обещаний, в том числе не выполненных, можно отнести именно к Ниве.
Изменения в отечественном внедорожнике просились всегда, более того, их список на протяжении долгих лет остается практически без изменений: более тяговитый мотор, усиление трансмиссии, устранение типичных "болячек" и, что немаловажно, улучшение качества кузова, его коррозийной стойкости. Но вся грандиозность изменений свелась лишь к тому, что самый масштабный рестайлинг классической трехдверке произвели в 1993 году, добавив более объемный мотор на 1.7 литра.
Затем была "пятидверка", а после - самая мощная попытка сделать кардинально новый автомобиль в лице "Шнивы". Машина заимела успех, множество рестайлингов и даже попытки внедрения иностранных комплектующих в виде опелевского двигателя с иностранной трансмиссией. Увы, не пошло, и базово в своей идее и воплощении автомобиль остался практически в первозданном исполнении.
К счастью, спустя многолетний "застой", недавние планы руководства предприятия подтвердили скорейшую модернизацию автомобиля. "Новые" моторы от переднеприводных моделей начали внедрять в классическую и "Шнивовскую" версии Нив. В ближайший год (годы) машина обязательно появится. Однако на прошедшем ПМЭФ-2024 компания представила кардинально новую "Ниву".
В ней есть то, о чем так давно просили: под капотом теперь 160 "лошадок", трансмиссия автоматическая, обновленный внешний вид, который теперь смахивает на дизайн японских внедорожников.
Ну, что, такую новинку все ждали?
Однако, без нюансов не обошлось, это все-таки АвтоВАЗ.
Во-первых, автомобиль даже близко не является серийным и сделан в качестве демонстрации инженерных возможностей компании. Представлена машина в единственном экземпляре, однако в ней уже использованы элементы, которые в скором времени пойдут на обновленную "Ниву Тревел".
Во-вторых, под капотом стоит "вечный" мотор, в котором даже масло менять не надо. Серьезно. Все потому, что ВАЗовцы избавили машину от старого движка и даже коробки передач. К раздатке теперь через промвал прикручен электро-мотор, который в пике выдает более 163 л.с. (120 кВт), номинальная мощность, к слову, осталась примерно такой же, как и у версии с ДВС - 81.5 л.с.
За переключение режимов езды на Е-Ниве (то "Е", то "Хэ" - фантазия зашкаливает) отвечает шайба, как на Е-Ларгусе, естественно, как такового переключения передач не происходит, трансмиссия как бы работает в автоматическом режиме, меняется лишь скорость вращения электродвигателя. Кстати говоря, переключать режимы в раздатке рычагами тоже не придется, ведь здесь это реализована сервоприводами с управлением через кнопки.
Переработать пришлось и подвеску - заднюю заметно усилили, ведь здесь расположился аккумулятор емкостью 34 кВт*ч. Запас хода, конечно, очень скромный - всего 175 км пробега на одном заряде. Естественно, высчитано это путем замеров на каком-нибудь стенде.
С таким запасом далеко не уедешь, однако лично меня больше беспокоит другой вопрос - для чего такая Нива нужна в принципе? Ведь ездить на ней безопасно получится лишь по гладкому асфальту в сухую погоду, а поедешь куда-нибудь на рыбалку (ведь это все-таки внедорожник с неплохим потенциалом), так там всю сложную электронику и утопишь. Использовать сие изобретение, как успели пошутить автолюбители, можно лишь в качестве "электро-удочки" на этой самой рыбалке.
Но шутки в сторону, у новинки есть, чем можно ещё похвастать.
В частности, ВАЗовца заметно доработали дизайн экстерьера, до салона, увы, так и не добрались, его модернизировать планируют лишь к 2026 году. Так вот, Е-Нива получила целый список внешних доработок: светодиодная оптика, доработанный бампер, решетка радиатора, зеркала заднего вида от Гранты и новые диски.
Салон хоть и не был видоизменен, нововведения коснулись и его, оснащение для Нивы такое, которого раньше никогда и нигде не было. Цифровая приборная панель (все от того же Е-Ларгуса), вышеупомянутая "шайба" выбора режимов движения, кожаные сиденья и отделка дверных карт и мультимедийка с "Яндексом".
Итого, максималка сего пепелаца составляет 150 км/ч, разгон всего 9.6 секунд до 100 км/ч. Чтобы подзарядить батарею от обычной розетки с 20% до 80% придется заряжать целых 12 часов, от трехфазного источника сети зарядка пройдет за 5.5 часов.
Бессмысленность этого чуда техники, конечно, зашкаливает. Понятное дело, что даже на ВАЗе это понимают (хочется в это верить), потому машину пускать в массовое производство пока не планируется. Как говорят представители АвтоВАЗа: "Смотрим обратную связь, как отреагирует публика"
А публика уже успела дать обратную реакцию, массово заявив в комментариях, что никто это чудо с запасом хода в 100 км покупать не будет, потому и в серию пускать машину нет смысла. Судя по всему, это чисто рекламный маркетинговый ход, чтобы было, что продемонстрировать на выставке экономического форума, мол, "смотрите - АвтоВАЗ ещё жив и на что-то способен".
С одной стороны событие, конечно, исторического масштаба - в Ниве наконец-то движок подходящей мощности, причем с завода.
Но к сожалению, совсем не такую отдачу при освоении вложенных в производство миллиардов рублей хочется видеть от завода. Много-то нам и не надо - ценники доступные, качество машин нормальное, да чтобы не гнили за 3 года в "решето". Уже никто и "автомат" не просит с турбо-моторами, все и так прекрасно понимают, что не видать на бюджетных Ладах такой роскоши.
Поэтому продолжаем ждать обещанный 1.8 литровый "восьмиклоп" на базе "вестовского" мотора в ближайшие годы - вот он реалистичный предел мечтаний. Надеемся, что с таким агрегатом "Тревел" поедет лучше. А уж с новым дизайном и в оранжево-черном цвете - раскупят до единой (тут без преувеличений).
Как вам такая новинка, понравился ли обновленный дизайн "Тревела" или куда важнее техническая часть машины? Чего Ниве действительно не хватает с завода - делитесь своими размышлениями на этот счет, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.