С момента появления GT40 в 1964 году до выхода первого GT в 2004 компания Ford не предпринимала серьёзных усилий на пути к созданию среднемоторных моделей, за исключением мелкосерийного гоночного болида RS200 (специально разработанного британским подразделением марки в рамках технического регламента для участия в чемпионате мира по ралли). Мало кто знает, но в этот 40-летний промежуток времени американский производитель был очень близок к тому, чтобы выпустить ещё один интересный спорткар со средним расположением двигателя, разработка которого велась под совершенно непримечательным кодовым именем GN34.
Проект стартовал в конце 1983 года, когда подразделение Ford Special Vehicles Operations предложило создать амбициозный спортивный автомобиль, который мог бы потягаться с Porsche и даже Ferrari. Да и конкуренция с долгоиграющим Корветом от General Motors и, по слухам, находящимся в разработке среднемоторным Крайслером явно не повредила бы корпоративному духу. Однако, чтобы сделать такой сценарий возможным, маленькой и проворной команде SVO требовалось избежать попадания в густую и вялотекущую жижу внутренних процессов, заточенных под выпуск унылых седанов, а не захватывающих двухдверок. Вот почему они решили доверить эту задачу независимым специалистам — так за ранние эскизы дизайна и проектирование нового автомобиля взялись мастера известного ателье Italdesign. Шёл 1984 год. По счастливому стечению обстоятельств в тот момент итальянцы уже работали над прототипом среднемоторного спорткара, который быстро оснастили 3-литровым V6 от Тауруса и анонсировали на мотор-шоу в Турине как Ford Maya. Так возникла отправная точка для нового спортивного автомобиля марки Ford.
Несмотря на то, что Maya выглядел весьма неплохо для концепта, наиболее сознательные представители компании Ford оказались недовольны тем, что работу по корпоративным стандартам доверили сторонней фирме, а также задались вопросом, как проект может быть финансово оправдан, если его собираются построить на оригинальном шасси. Команде SVO велели заняться решением возникшей проблемы и придержать свои среднемоторные устремления, дабы найти существующую платформу, которая могла бы послужить основой для спортивной модели. В итоге выбор пал на новый переднемоторный Ford Sierra с задним приводом, который вряд ли одолеет Ferrari 308, но сможет послужить основой для достойного соперника Porsche 944.
И хотя грядущий Sierra Cosworth продемонстрировал достоинства выбранного шасси, даже волшебникам из Italdesign не удавалось построить красивый спортивный автомобиль на платформе с высокими переборками и длинными свесами от семейного «овоща». Неуклюжесть предложенных вариантов дизайна на базе Сиерры сыграла подразделению SVO на руку, и в 1985 году руководство марки осторожно согласилось с тем, что новый спорткар всё-таки должен быть среднемоторным.
Ребята из Special Vehicles Operations вновь принялись за работу и поручили Italdesign собрать действующую версию концепта, опираясь на существующий стиль Maya, а команда маэстро Джуджаро схлестнулась с Ford Ghia и головным офисом в Мичигане, чтобы решить, как именно будет выглядеть окончательный вариант GN34. После того, как для производства утвердили вариант Ghia, автомобиль в ярко-красном облике заслужил явное одобрение публики, а энтузиазм покупателей не ослабевал, когда им говорили, что это Ford.
Тем временем прототип итальянского производства демонстрировал отличные результаты даже в требовательных руках консультанта Ford Джеки Стюарта (шотландского автогонщика и трёхкратного чемпиона Формулы-1), и вскоре к нему присоединились ещё три инженерных мула: модифицированная De Tomaso Pantera с двигателем V8, раздутый Escort EXP для американского рынка и вторая сильно модифицированная Pantera, причём на последнюю парочку устанавливался разработанный Ямахой 227-сильный двигатель SHO (Super High Output) V6, который и должен был стать силовым агрегатом готового автомобиля.
GN34 подавал большие надежды, и в ретроспективе мог стать ответом на легендарный NSX от компании Honda. К сожалению, как и в случае со многими обрёченными на провал проектами, он начал набирать вес и запаздывать. Последней каплей стал период, когда руководству Ford пришлось выбирать между финансированием спорткара и подписанием контракта на разработку нового полноприводного автомобиля, чтобы угнаться за растущим трендом на так называемые SUV (Sport Utility Vehicles). Строгие костюмы из высшего руководства выбрали 4x4, и в августе 1986 года проект GN34 был официально закрыт. Узурпировавшим его внедорожником стал Explorer первого поколения, который сотворил настоящее чудо в плане прибыли, но лишил мир необычного среднемоторного Форда…
Источник: Richard Porter / Evo
Как вам проект, друзья? Хотели бы, чтобы всё произошло иначе?