Какие ассоциации возникают у вас, когда слышите о корпоративной культуре? Наверное, на ум сразу приходят тимбилдинги, наличие или отсутствие дресс-кода, корпоративы. Вместе с тем, это понятие гораздо глубже. Более того, правильно выстроенная корпоративная культура позволит не только привлечь квалифицированные кадры, но и повысить эффективность работы организации.
Что такое корпоративная культура?
У корпоративной культуры есть немало трактовок. Если резюмировать, то корпоративная культура представляет собой совокупность стандартов поведения, норм, традиций и ценностей компании. Сочетание всех этих качеств формирует бренд компании – то есть как ее воспринимают на рынке или кандидаты на трудоустройство. При этом корпоративная культура присуща всем компаниям, вне зависимости от их размера и организационно-правовой формы. В некоторых фирмах она закреплена в виде определенного свода правил и норм, а в других – поддерживается негласно.
Эксперты в сфере управления и предпринимательства выделяют четыре основных типа корпоративной культуры.
Первый, культура совместного труда (иначе ее называют семейной) предполагает упор на командную работу и стимулирует активное взаимодействие между сотрудниками разного уровня.
Второй, творческая культура, характерна для стартапов, когда всемерно поддерживается инициатива, поиск новых решений и дух предпринимательства.
Третий, конкурентная или рыночная культура, отличается фиксацией на результате и достижении успеха, а также суровыми требованиями со стороны руководства, необходимыми для их достижения.
Четвертый, культура регулирования, характерен прежде всего для государственных структур и корпораций, отличающихся иерархичностью и четким соблюдением правил.
Основные элементы корпоративной культуры
Из чего состоит корпоративная культура? Существует немало классификаций ее элементов. Вместе с тем, можно выделить ряд элементов, которые характерны для всех компаний:
- команда – без нее корпоративной культуры априори не будет;
- миссия – то нематериальное, что компания приносит обществу;
- ценности – правила, нормы, принципы, которым руководствуются члены команды в своей повседневной деятельности;
- «правила игры» - дресс-код, нормы коммуникаций внутри команды и с внешними партнерами;
- организационный климат – он определяет характер взаимоотношений и взаимодействий как внутри команды, так и с внешними игроками;
- символика компании – логотипы, маскоты, гимны, фирменный стиль.
- Мотивирующая роль корпоративной культуры
Основная ошибка российских предпринимателей – использование исключительно материальных факторов мотивации. Безусловно, за последние 10-15 лет ситуация улучшилась: ряд руководителей, прошедших обучение за рубежом или работавших в крупнейших международных компаниях, понимают важную роль корпоративной культуры в мотивации персонала. И это реально дает свои плоды. Сформированная в компании здоровая корпоративная культура, которая учитывает интересы разных по характеру работников, не только положительно сказывается на внутренней атмосфере, но и на эффективности работы: растет производительность труда, генерация новых идей происходит не «из-под палки», а в инициативном порядке.
Корпоративная культура также положительно сказывается и на эффективности коммуникаций внутри компании. Налаженные горизонтальные связи между сотрудниками одного уровня, но работающими в разных подразделениях, позволяют более продуктивно решать рабочие вопросы.
Дополнительные мотивирующие факторы корпоративной культур
Развитая корпоративная культура выступает важным фактором и для кандидатов, тем самым позволяя привлечь квалифицированные кадры. Не секрет, что лидеры рынка в своих отраслях особое внимание уделяют именно корпоративной культуре. Формируя ценностное предложение для перспективного сотрудника, квалифицированный HR обязательно упомянет и актуальны для него элементы корпоративной культуры.
Существует мнение, что дружбы на работе не бывает. Но на самом деле это не так. В компаниях с развитой корпоративной культурой нередко формируются дружеские отношения как между сотрудниками одного подразделения, так и разных направлений. Помимо профессиональных факторов (повышение эффективности коммуникаций и работы в целом), это позитивно сказывается и на мотивации самих работников.
Корпоративная культура в рамках Научной мотивации труда
Неэффективная корпоративная культура рано или поздно приведет к потерям для бизнеса. В своей книге «Культурный цикл» Джеймс Хаскетт приводит данные, что грамотно выстроенная корпоративная культура может сделать бизнес примерно на 30% эффективнее, чем у конкурентов с менее развитой корпоративной культурой. Поэтому формирование (или реформирование) корпоративной культуры – важный элемент при перестройке бизнес-процессов.
Именно этим и объясняется та роль, которая отдана корпоративной культуре в Научной мотивации труда, предлагаемой компанией «АМИ-Систем». Ее практическим воплощением труда выступает Рациональная модель трудовых отношений, базирующаяся на комплексе типовых правил, определяющих, в том числе, нормы построения отношений с коллегами и руководителями. За счет этого формируется высокопроизводительная поведенческая модель, направленная на повышение эффективности бизнеса.
Еще больше информации о Научной мотивации труда:
Отзывы о Научной мотивации труда на канале дзен компании “АМИ-Систем”
Чек-лист от компании “АМИ-Систем”: насколько ваши сотрудники замотивированы