Найти тему
ПроАвтобизнес

Какое будущее ждет авторынок

Как просчитались автомобильные эксперты и маркетологи, когда на переломе первого и второго десятилетия они выдавали, как на конвейере, прогнозы о том, что к 2020 году Россия будет первым рынком Европы, и обгонит крупнейший по емкости рынок Германии. Эти прогнозы ложились на стол топ-менеджерам ведущих мировых автопроизводителей. В свою очередь, те принимали решение о строительстве сборочных площадок на территории нашей страны. Впрочем, оказалось, что эти эксперты и маркетологи, и доверившиеся им руководители автокорпораций, не учли ряд факторов и геополитических изменений.

Действительно, в период 2012-2013 гг автомобильный рынок РФ находился на пике продаж. Ежегодно россияне приобретали в салонах официальных дилеров 2,77-2,98 млн новых автомобилей. А до прогнозного уровня в 3,5-4 млн к 2020 году оставалось не так далеко.

Но затем наступил 2014 год, страна попала под первые санкции. Реакцией авторынка на эти меры оказалось снижение продаж практически вдвое, до уровня 1,6-1,7 млн. в 2018-2019 гг. Кроме того, автопроизводители откликнулись на сжатие рынка и на понижение покупательской способности россиян выводом из РФ многих «неходовых» моделей. А ряд брендов просто покинули российский авторынок. Ковидный 2020 год показал еще одно снижение продаж. В следующем 2021 году произошел небольшой отскок. И вот наступил обвальный 2022 год. (см.инфографику №1). Вместо прогнозных 3,5-4 млн новых машин россияне купили всего... 626 тысяч новых. В автомобильном мире не нашлось такого провидца, который смог бы сделать точный прогноз.

Инфографика 1. Развитие российского авторынка в период 2018-2022 гг., тыс. автомобилей

Инфографика Технологии доверия.
Инфографика Технологии доверия.

Но, несмотря на такие проколы, приходится констатировать, что без прогнозов и прогнозирования работать и рассчитывать пути развития отрасли нельзя. На днях консалтинговая компания «Технологии доверия» составила прогноз развития на ближайший период российского авторынка до 2028 года.

На инфографике №2 показаны два варианта развития российского автомобильного рынка – базовый (вверху). Аналитики исходили из одного условия – отсутствие геополитических и макроэкономических потрясений, наподобие крымской весны и СВО. Получается, что специалисты и эксперты, наученные опытом 2014 и 2022 гг, ограждают свой прогноз от таких внешних факторов.

Инфографика №2. Прогнозные варианты развития российского авторынка 2024-2028 гг, тыс.автомобилей

Инфографика Технологии доверия
Инфографика Технологии доверия

Столбчатые диаграммы инфографики, расположенные ниже, представляют цифры оптимистичного (максимального) варианта прогноза. Его реальность обоснована отложенным спросом, экономической стабилизацией, стабилизацией цен, дальнейшим проникновением китайских брендов, частичным восстановлением локальной сборки иномарок, появление новых игроков и т.п. Итак, в 2028 году прогнозируется вилка - 1 600 тысяч новых легковушек, и верхняя планка - 1 750 тысяч авто.

Данным прогнозом даже на текущий год поставлена «вилка» - 1 280 тыс. и 1 450 тыс. новых автомобилей. Если же проанализировать крайний год данного прогноза, который принят на 2028 год, можно констатировать, что базовый прогноз – это фактически прогноз восстановления рынка к уровню 2018-2019 гг. Максимальный же прогноз констатирует даже некоторое превышением уровня предыдущего посткрымского периода.

От ведущих автопроизводителей к новому рынку

Одновременно автомобильное агентство «Автостат» обнародовало информацию о структурных изменениях, произошедших на российском авторынке за два с небольшим года. Фактически перед нами наглядно представлены две разные модели автомобильных рынков. Примечательно, что граничной датой предыдущей модели взяты показатели февраля 2022 года. Структура от 02.2022 демонстрирует итог развития предыдущих 20 лет, когда российская автоиндустрия втягивалась в глобальный авторынок. Европейские по происхождению марки заняли долю 28%, на втором месте корейские Hyundai-KIA с 23% долей, японские марки (18%), а отечественные марки Lada, УАЗ вытянули только 20% рынка, или пятую часть. Доминирующие сегодня китайские бренды не занимали и десятой части интереса российских покупателей (9%).

Демарш весны 2022 года европейских, корейских, японских и американских автопроизводителей привел к тому, что сегодня их доля чуть более 5%. Напомним, что они прекратили официальные поставки своих автомобилей в Россию, купить их только возможно по параллельному импорту.

Освободившееся место на рынке очень быстро было занято китайскими автопроизводителями, доля которых выросла до 56,7%. В свою очередь, российские автопроизводители сумели увеличить свою долю с докризисных 20% до 33,8%.

Источник АА Автостат
Источник АА Автостат

источник

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Авто
5,66 млн интересуются