"Режиссеры-продюсеры держат в хорошей узде свои «высокие» порывы: практика производства... невольно склоняет их к компромиссам"...
Читаем фрагменты старой статьи киноведа Александра Брагинского (1920-2016), опубликованной в 1981 году:
В числе таких мастеров и Франсуа Трюффо, он нередко идет на уступки своим взглядам на искусство кино, многократно прежде провозглашаемым.
Ф. Трюффо работает очень продуктивно, снимаясь в качестве актера за границей (в Голливуде у Стива Спильберга — фильм «Встреча в третьем измерении»), ставя свои собственные картины, выпуская книги («Фильмы моей жизни») и книги других (например, своего учителя, выдающегося критика и теоретика кино Андре Базена).
Последние работы Франсуа Трюффо свидетельствуют об отходе от проблематики, которая прежде так волновала его,— вопросов семьи, брака, места ребенка в семье.
Призывая в ряде картин больше внимания уделять детям — эта тема стала сквозной и в «400 ударах» (1958) и в «Карманных деньгах» (1976),— Ф. Трюффо служил французскому кино, для которого такая проблема никогда не теряла своей значительности.
Ныне у него отмечается стремление уйти в максимально безопасную зону, предаваясь размышлениям о превратностях любви. Конечно, тема эта вечная, и она всегда будет волновать и интересовать зрителя.
Однако свои прежние, несколько абстрактные фильмы о любви — (типа «Две англичанки и континент» (1971) или «Такая красотка, как я» (1972) — он перемежал иными, более глубокими и личными картинами, например из серии о Дуанеле или «Диким ребенком» (1969), где шел разговор о долге врача и человеческой доброте как мериле других ценностей.
Забегая вперед, скажем, что, наверное, недовольство самим собой толкнуло Трюффо в 1979 году выпустить очередной фильм об Антуане Дуанеле — «Ускользающая любовь», в котором его герой «400 ударов» предстает, постарев на двадцать лет.
А вот картина 1977 года «Мужчина, любивший женщин» была только вариацией на тему о Дон Жуане. ...
Оценивая эту картину, журнал «Синема» увидел в ней не столько развенчание донжуанства в наши дни (сорокалетний холостяк Бертран Моран всерьез увлекается многими женщинами, что и приводит его к катастрофе), сколько иллюзию осуждения вседозволенности в любви. Смысл существования Морана в том, что он нарушает запреты. И пока ему это удается, он торжествует, но едва его постигает неудача, как становится жертвой своего порока.
Надо признать, что в таком подходе к данной теме нет ничего оригинального. Пессимизм автора тут поверхностный.
Куда глубже это проявляется в другой его картине, «Зеленая комната» (1978), в которой он, по его собственным словам, стремился «проникнуть в структуру отчаяния», предаваясь размышлениям о власти прошлого.
Сюжет фильма очень «трюффовский»: герой, Жюльен Давенн, которого играет сам режиссер, оказывается перед выбором: остаться верным прошлому или жить настоящим?
В обоих случаях прошлое и настоящее олицетворяют женщины — умершая жена, в память о которой Давенн создал мемориальную зеленую комнату, и новая знакомая, которая тщетно пытается вырвать его из воспоминаний о прежнем. То есть сюжет фильма человечен, психологически тонко разработан.
Добрый человек, Трюффо сочувствует своим героям. Но общая мрачная окраска картины, несвойственная Трюффо, представляет, на наш взгляд, насилие над самим собой во имя поставленной задачи. Прежние его картины явно отличались большим оптимизмом и жизнелюбием.
В картине «Последнее метро» (1980) он возвращается к излюбленному жанру драматической комедии, помещая действие в среду театральных актеров и делая фоном эпоху оккупации. Ближе всего этот фильм к «Американской ночи» (1979), где также переплетались смешное и драматическое, юмор и слезы, придавая действию неподдельное очарование.
Вероятно, правомерно сделать вывод, что работы Трюффо последнего времени невольно отражают настроения французской художественной интеллигенции, точнее, той ее части, которая часто оглядывается назад и редко смотрит вперед, черпая сюжеты в прошлом, отказываясь от животрепещущей проблематики сегодняшнего дня. Любовь к своим героям, стремление их защитить, оправдать смысл их существования ничего не меняют в самой позиции этих художников.
Еще более разительно проявляется эта «эскалация чувств» в творчестве известного мастера, некогда бунтаря из «новой волны» Клода Шаброля.
Его первые фильмы, особенно «Красавчик Серж» (1958), были вторжением в новую для кинематографа Франции конца 50-х годов тематику.
Прожив затем нелегкие годы, в течение которых Шаброль снимал навязанные ему детективы и полицейские драмы, он сумел выпрямиться, но не обрел былого дыхания.
И хотя многим его работам последних лет присущи и формальный блеск и определенный критический запал, нападки Шаброля напоминают, скорее, брюзжание рассерженного папаши над шалостями своего отпрыска.
Таковы и «Великолепная декада» (1972), и «Безумства буржуазии» (1976), и «Кровавая свадьба» (1973).
Среда, которую, как правило, описывает Шаброль,— средняя и крупная буржуазия. Он ее хорошо знает, несомненно презирает, но до серьезной критики не поднимается.
Он говорит о ней обычно скороговоркой и тогда, когда разоблачает нравы крупной буржуазии в «Декаде», и тогда, когда нападает на врачебный мир в «Докторе Пополе» (1972), и тогда, когда анализирует генезис женской ревности в «Безумствах буржуазии» или, на свой лад, мужской — в «Невинных с грязными руками» (1975).
Иначе говоря, не поднимаясь до глубоких обобщений и не всегда действуя всерьез. Не случайно в его фильмах столько неожиданностей, присущих скорее детективу, чем социальной драме, которую он так любит.
Мне представляется, что у Клода Шаброля давно уже нет положительного героя. Настроенный глубоко пессимистически, режиссер направляет усилия лишь на раскрытие темных сторон человеческой души.
Не потому ли он в 1978 году выбрал в качестве героини своего фильма отцеубийцу Виолетту Нозьер, о которой столько писалось в газетах 30-х годов. Взгляд на людей Клода Шаброля сегодня лишен ясности и доброты, которые он некогда продемонстрировал в «Красавчике Серже». ...
В этой связи невольно хочется обратить внимание читателя на картину старейшего французского постановщика Робера Брессона «Вероятно, дьявол» (1977), в которой он обращается к показу современной молодежи, ее блужданий и разброда, неспособности отыскать свое место в обстановке «всеобщего наплевательства» (слова автора), к ее проблемам и заботам.
Именно отчаявшись найти поддержку у друзей, не видя спасения в боге, разочаровавшись в политике, главный герой картины Шарль просит подонка и на**омана Валентина убить его. Таков логический конец человека, разуверившегося в жизни.
Этот фильм резко выделяется на фоне целой серии, посвященной молодежи, в которой доминирует главным образом проблема полового созревания.
Назовем в качестве примера картины Паскаля Тома — «Зозо» (1972), «Не плачь с полным ртом» (1973) и особенно «Теплый кролик» (1977), Жюля Берри — «Первый раз»» (1976), Юга Бюрен де Розье — «Джинсы» (1975), Клодин Гиллемен — «Вероника, или Каникулы в мои 13 лет» (1976) и др. Но и тут налицо все та же точка отсчета, отвечающая интересам крупного и среднего кинобизнеса Франции.
Впрочем, завал экранов именно такого рода продукцией создает впечатление, что иного зрителю якобы не надо,, вообще не делается и не должно создаваться" (Брагинский, 1981).
Брагинский А. Две точки отсчета // Мифы и реальность. Зарубежное кино сегодня. Вып. 7. М.: Искусство, 1981. С. 179-203.