Найти тему
@uspeh_rebenka

Как у детей формируется эмоциональная привязанность от интернета? План действий для родителей

Кто когда-нибудь садился на жесткую диету, давал себе нереальные обещания, потому что реально хотел похудеть? Женщинам больше знакома эта проблема.

Сначала период, когда ты «держишься», то есть питаешься по рациону. Но неминуемо, возможно ночью, находишь себя с полным животом и пустым холодильником.

Только тогда возвращается какой-то рациональный контроль, обычно вперемешку с чувством вины за то, что сейчас случилось. Это называется срыв.

Что-то подобное происходит на этапе формирования психологической зависимости от гаджета у подростка.

Посмотрите, сначала вы выставляете условия, жесткие рамки. И ребенок ждет, как говорится, когда уже можно занырнуть в цифровое болотце поглубже. А потом, при разрешении, происходит бесконтрольное действие. По принципу – наконец-то, дорвался! В этом момент контроль отлетает примерно так же, как после голодно диеты ночью.

Но самое страшное, что в отличии от взрослого, который признал проблему, просто выбрал недостаточно эффективную систему действий, ребенок обычно ничего не решает. Потому что рядом контролер, дающий команду можно или нельзя.

Проблема в том, что по мере развития и все большей потребности в самостоятельности, внешнее ограничение в виде родителя стараются отодвинуть подальше. Вырваться. И что мы видим?

Единственный способ показать свою взрослость – вырваться уже наконец из-под опеки. Понятно почему дети пускаются во все тяжкие? С чем связано их компульсивное поведение?

Нет способности вообще за себя отвечать.

Всю жизнь ты сначала копил недовольство, что тобой командуют и ущемляют, а потом просто слетел с катушек со словами: «Отстаньте, что хочу, то и буду делать!»

По интернету гуляет история про семью и их сына примерно 13и лет. Который сначала увлекся играми, втихаря списывал деньги с маминой карты. А дальше он вовлекся в какую-то схему, и отправлял чужому человеку уже крупные суммы.

Что сделали родители? Полностью убрали гаджеты и доступ в интернет из жизни тинейджера. При этом папа рассказывает, как мальчик по-тихому забирает «заветный гаджет» у взрослых и сидит в нем, пока никто его не видит.

Посмотрите, добились ли взрослые реальных изменений в поведении?

Понял ли что-то сам школьник? Нет, он просто «сидит на жесткой диете», а потом наступает срыв, который ты просто не можешь контролировать. И молотишь все подряд, пока плохо не станет, только не из холодильника, а в интернете, потребляя мусорный контент или просто развлекаясь.

В предыдущей публикации мы обсудили стратегию, главной идеей которой является постепенное развитие самосознания, самоконтроля. Механизмов личности, без которых вы никогда не дождетесь адекватных поступков, которые являются наивысшей формой реакции.

Но что, если проблема не решается?

Согласно анализу, проводимых учеными, около трети подростков (34%) находятся на первой стадии компьютерной зависимости и 12% на второй.

Что это означает? Уже сформировалась эмоциональная привязанность. Увлечение перешло не просто в вовлечение, а образовалась устойчивая связь.

Чем больше положительных эмоций ты получаешь от тусовки в сети, и чем меньше их в реальной жизни, тем сильнее риск развития зависимости.

Специалисты это называют конфликтом реальностей.

Понятно, что орать, давить, угрожать и лишать полностью экрана – это только ухудшать текущее состояние? Которое, как правило на данном этапе уже может приближаться к депрессивному.

Все дети в интернете становятся частью сообществ, члены которых создают общие речевые коды и правила. Мы можем это не принимать, но в эту жизнь взрослых стараются не пускать.

Но не все вовлекаются в деструктивные группы и становятся компьютерными аддиктами.

Как понять, что ребенок погружается в цифровое болото?

Д.Гринфилда сформулировал это явление, как проявления эскейпизма, т. е. бегства в «виртуальную реальность».

Поэтому если ваш подросток часами сидит около компьютера, а в реальной жизни совсем ничего не хочет, то нужно посмотреть на ситуацию аналитически и задать себе: «От чего он/-а бежит?»

Каждый из нас, ожидая возможность получения удовольствия, проходит примерно один и тот же алгоритм. Например, у тебя какая-то проблема, которую нужно решать, и ты сталкиваешься с внутренней борьбой.

В результате, вместо того, чтобы решать жизненные сложности «здесь и сейчас», легче переключиться на виртуальную реальность, испариться, отъехать туда, где легче и веселее. Подросток просто отодвигает текущие задачи на потом, и достигает тем самым психологического комфорта. Все люди так делают, не только дети.

Теперь представьте этот сложный период перестройки и тела и разума, которым является переходный возраст. Это одна большая ежедневная сложная ситуация.

И происходит лавинообразный процесс, когда «Я-реальное» буквально обросло проблемами, за которые не то, что браться, смотреть страшно. А «Я-виртуальное» продвигается на следующий уровень и чувствует свою силу и уникальные способности.

И получается замкнутый круг, когда психологические проблемы тебя прибивают в тихую цифровую гавань. Потому что чаще всего дети сами себе подобную помощь оказать не способны, они ее ищут в интернете. А дальше проблемы только растут, и ты понимаешь, что в реальном мире, мягко говоря, делать нечего, никаких положительных эмоций это не приносит, один негатив. И, чтобы это состояние анестезировать у тебя уже есть отличный вариант – погрузиться в интернет и забыть обо всем.

Тут можно говорит об этапе формирвоания зависимости. Но никакая диета не поможет вылезти из этого состояния. Причем чем жестче она будет, тем сильнее рано или поздно будет срыв.

Решение с одной стороны простое, с другой сложное. Задача, налаживать энергообмен с реальными мирами. Мир семьи, мир друзей, мир школы, мир кружков и секций. Находить дискомфорт, трудности, и с ними работать. Тогда сын или дочь будет получать кайф и удовольствие не только в компьютере. То есть задача семьи максимально способствовать активной деятельности в реальной жизни, а не бесконечно ссорится из-за цифровой. Налаживать эти связи. Ребенок должен точно знать, где он самый крутой. Или он станет лучшим в игре.

Эмоциональную зависимость можно сравнить с занозой. Она болит и немного напрягает. И трогать больно. Только в случае психологических проблем, в которых часто буквально живут наши дети, потому что их никто не слушает, заноза еще и не осознается. Просто болит. И тебя просто тащит в интернет, чтобы хоть как-то расслабиться и переключиться. Потому что идти и решать вопрос требует мужества, а нам самим бывает страшно признать, что уже все гноиться и ситуация очень даже серьезная.

Очень часто причиной бегства в виртуальную реальность является неудовлетворенность потребностей или компенсация. Из-за чего-то школьник переживает, сам разобраться не может, поэтому проще зависнуть в сети с друзьями.

Ведущая потребность – в понимании. Так же существуют другие ситуации неудовлетворенности, которые запускают механизмы бегства от жизни – физиологическая, потребность в безопасности, потребность в независимости от семьи, потребность в привязанности, потребность в успехе, потребность в развитии собственного Я.

Чем больше заноз, тем больше болит. Это проявляется в агрессивности, часто очень жестоком обращении со взрослыми. Важно в эти моменты самим развивать самообладание, не слетать с катушек. Это недопустимо для взрослого человека, ребенку можно, потому что он эмоционально еще незрелый, а часто и реактивно тревожный. Вам – нет.

Задача последовательно своему ребенку помогать.

Искать эти жизненные сложности и накидывать план решения, что можно сделать, чтобы стало классно?

Самый доступный способ – проблему проговорить. Слушайте своих детей, они нуждаются в собеседнике и того, кто просто разделит их самые важные проблемы в мире словами: «Блин, я тебя прекрасно понимаю». Даже, когда это реакция на событие из той же онлайн игры.

Главное, никаких жестких диет, только собственные решения, основанные на совместном анализе и самостоятельной рефлексии. План действий есть, но решать тебе. Дайте сыну или дочери время на переосмысление и принятие решения. Потому что, чтобы измениться, нужно сначала согласиться с тем, что есть зона, требующая внимания. И это не интернет.

Полная информация в книге: "Интернет зависимости.нет. Воспитательные ошибки, которые толкают в цифровое болото. Часть 2"

Доступ на сайте

Центр помощи семьям