Весёлый Хамелеон (так в блоге называю сына) с рождения проявлял не явные, но отклонения от нормы развития по всем фронтам. Видимо настолько не явные, что до 9,5 лет никаких психических диагнозов не имел и врач выдавал справки для ПМПК "чистыми". Я честно говорила, как есть, но для клиники этого было не достаточно.
Когда в 9,5 лет впервые попал в психиатрическое отделение, я запросила из диспансера выписку обо всех диагнозах и лечении. Каково было моё удивление, что всё-таки диагнозы записывались, но лёгкие, свойственные только детскому возрасту. По сути они означают "что-то не так, но мы точно не знаем, что это и как будет развиваться, может пройдёт, а может что-то другое созреет". Типа F80 - нарушения психологического развития, или F83 - смешанные специфические расстройства.
В обычную группу в садике Хамелеон пошел в 3 года в начале августа, хотя заведующая настаивала отсрочить до 1 сентября. Ей не хотелось новых детей летом, но направление из управления образования на руках, и пришлось нас куда-то определить. А через месяц пребывания его перевели в интегрированную группу для глухонемых и слабослышащих. Без оповещения и моего согласия, может потому, что сын через 2 недели пребывания в саду заболел (летом, в августе, ёлки-палки) и отсутствовал почти 3 недели.
Временной воспитательнице и заведующей садиком за эти 2 недели ребёнок показался отстающим в развитии: капризничал, плохо говорил и не мог сам раздеться/одеться.
Плюс в этой странной группе только в том, что она до 12 человек. Большой минус – привели совсем больного мальчика, проявления которого скопировал мой сын (я это осознала только через полгода, потому что сын беспрестанно болел ОРЗ да ОРВИ).
Где-то в октябре я подготовила все необходимые документы для ПМПК, там выдали заключение для логогруппы и записали в очередь в определенный, выбранный мною, садик. Сына я забрала в конце июня (от греха подальше от совсем больного мальчика). 1 сентября Хамелеон перешёл в новый сад, где пробыл в логогруппе с 4 до 6 лет.
В 7 лет поступил в первый класс, в интегрированную группу с ТНР в обычную школу. Хотя по факту тяжелых нарушений речи не было – просто легкое недоразвитие речи. Так предложили на ПМПК, а если откажусь, то вообще логопеда не получим. Пришлось согласиться. Сын проучился 2 года, а потом, на том же ПМПК, отказали в продлении, сославшись на отсутствие диагнозов в справке – не имеем право. Получается, что Хамелеон пробыл на интеграции неправомерно (просто сменилось руководство и навело порядок).
На интеграции в школе было 4 ребенка, без интеллектуальных нарушений. Учитель-дефектолог говорила, что Хамелеон самый способный. Он пришел в первый класс полностью мной подготовленный: умел читать и писать! Ох, и чего мне это стоило )) Она же рекомендовала после двух лет обучения пойти учиться вместе со всеми детьми.
В 9.5 лет начались наши мучения. У сына в полной мере проявилась психоневрологическая симптоматика и он попал в психотделение. А там ему выставили аж 3 диагноза.
Сына я перевела на обучение на дому. После 1,5 лет он вышел в ремиссию по неврологии, и в 4 классе я отправила его снова в школу ко всем. И это оказалось ошибкой: начались проблемы и жалобы. Мы меняли класс, но это ничего не дало, скорее стало хуже.
Инвалидности нет, я больше не хотела контролировать обучение на дому. Получается, что в ремиссию он вышел именно из-за индивидуального обучения и вне коллектива. Хотя по факту он ходил в школу, просто занимались с ним лично и отдельно. Одна учительница была очень хорошая, прям как психолог высшей категории.
Весь учебный год четвертого класса был очень жестоким. К концу обучения Хамелеон уже начал проявлять агрессию.
Учёные мужи утверждают, что у всех есть внутреннее стремление к агрессии, которое влияет на наше поведение. Агрессия не только может быть вредной и нарушать правила общества, но также может быть путем к самостоятельности и защите своих убеждений.
Некоторые считают, что агрессия помогает нам устанавливать контакты с другими людьми, ставить цели и достигать их, то есть становится успешными, независимыми и уважаемыми самими собой. А если отношения в семье или других группах нарушены, агрессия может потерять свою положительную силу и стать разрушительной или ослабляющей. Вот последнее как раз про Хамелеона.
Я водила к врачу, потом на дневной стационар, просила пересмотреть диагнозы и лечение. И вот через полгода моих хождений и запросов записали органическое расстройство развития.
Мы поменяли школу и перешли на интеграцию, Хамелеон получил инвалидность. И как только получил, прям совсем стал плох – отправился второй раз в психиатрическое отделение.
Основные проявления, которые создают сложности в коллективе, в семье, в учебе – эмоционально-волевая неустойчивость, агрессия (причинная, не просто так), импульсивность, манипулятивность, неусидчивость, намеренное привлечение к себе повышенного внимания. А так у Хамелеона большой такой букет "разнотравья", что и формирует виктимность.
Виктимность — это состояние, когда человек становится жертвой каких-либо негативных действий или воздействий со стороны других людей. В контексте детей с расстройствами психики виктимность проявляется в их повышенной уязвимости перед вниманием и травлей. Например, из-за атипичного поведения или коммуникативных трудностей.
Хамелеон уже много лет жертва буллинга. Сначала в школе, потом во дворе. Драматизм ситуации заключается в том, что жестокость по отношению к моему сыну вторична, а первична его виктимность ввиду психоневрологических расстройств. Но он не подставляет вторую щёку, а даёт силовой и словесный отпор, хочет отомстить. Доказать, что во дворе на него нападают, пристают и обзывают первыми другие, да ещё как водится группой и все на одного – очень трудно.
Педагоги из бывшей школы и представители ИДН к Хамелеону относятся предвзято и с предубеждением. А у меня нет желания его защищать до победного конца, потому что он бьёт и изводит меня, свою мать. Вот мы и дошли до рассуждения, почему при сохранном интеллекте дети с органическим расстройством ведут себя как б@р@ны.
Хотя большая ремарочка – я регулярно встречаю на улице мальчиков без расстройств, в том числе уже нежелательно знакомых, которых тоже можно как-то обозвать из группы скотного двора.
А как же определяется этот самый интеллект? По тесту Векслера оцениваются умственные способности человека в соответствии с возрастными требованиями. На данный момент этот инструмент признан наиболее достоверным и надежным. Именно по нему определяют в психиатрических диспансерах и больницах есть УО или нет.
Все органические расстройства, которые проявились еще в детстве, вроде бы, обусловлены пре- или перинатальными факторами: внутриутробная гипоксия, родовая травма и т.п. Их относят к резидуально-органическим нервно-психическим расстройствам.
Клинические особенности таких расстройств в детском возрасте связаны с морфологической незрелостью мозга. В дошкольном возрасте проявления находятся в зачаточном состоянии, наблюдается что-то из невропатологии, есть задержка развития. В школьном возрасте очевидны проблемы познавательных процессов и нарушения школьных навыков. А уже к пубертату появляется эмоционально-волевая неустойчивость личности.
Шифров диагнозов несколько, а подшифров еще больше (это то, что после точки). Не так уж много опубликованных статей по органике, а по конкретному шифру тем более.
В статье буду называть диагноз СмутаВголове.
СмутойВголове в большей степени страдают мужчины. И мне кажется у Хамелеона наложились наверх ещё состояния неврозоподобного характера, может быть неврастения, и точно деструктивная тревожность.
Неврастения — это когда у человека нервная система переутомляется из-за долгой нагрузки, как физической, так и психической. Например, после периода интенсивной учебы/работы или из-за стрессовых ситуаций, личных проблем или хронических болезней.
Деструктивная тревожность, т.е. непродуктивное беспокойство, которое может негативно влиять на психическое и физическое здоровье, на поведение и качество жизни. Могут возникнуть психомоторные (тики, заикание) и вегетативные симптомы (диарея, нервный кашель, сильное сердцебиение).
Именно неврастения или типа того возникли в результате нарушения отношений Хамелеона с окружающими, в большей степени близкими людьми. Несоответствие возможностей и требований действительности породили такое состояние.
А вот какие установлены клинические характеристики (выраженные склонности и проявления) у взрослых людей со СмутойВголове:
🧠 если нужно, могут решительно прекратить отношения, которые им не нравятся
🧠 выражают гнев и раздражение словами, не ценя других людей и их отношений
🧠 переоценивают степень угрозы ситуаций, переполнены опасениями относительно будущего
🧠 страх на психологическом уровне проявляется в ощущениях усталости и скуки, поэтому могут совершать рискованные поступки, игнорируя оценку последствий
🧠 в отношениях с окружающими легко идут на контакт
🧠 дефицит социальных навыков, связанный с непониманием чувств и мотивов других людей, невозможности поставить себя на их место и неумением выразить свои чувства и мысли
🧠 самооценка непостоянна и несовершенна, что приводит к сложностям в общении с другими из-за чувствительности, осторожности и предпочтения контролировать свои эмоции
🧠 демонстрируют властолюбие и желание настоять на своем, проявляют ярко недовольство и раздражение в отношениях с другими
Этот пункт укажу отдельно: якобы люди со СмутойВголове закрыты, бояться довериться другому человеку, неуверенны в себе, скрывают от окружающих ранимость, чувствительность и уязвимость. Вот тут я совсем не согласна – Хамелеон ещё какой контактный и отрытый, что я всё время пытаюсь закрыть, и лезет к людям, доверчив, с завышенной самооценкой! Да, он раним и чувствителен, но вместе с тем эмпат и экстраверт.
Есть разные варианты болезней, и разные личные характеристики!
Люди со СмутойВголове чувствуют нужду в том, чтобы другие подтверждали их важность и ценность. Они часто строят в своем воображении идеальный мир, чтобы смягчить разочарования от реальных отношений с окружающими. Они также испытывают сложности в переносе критики и открытии своих слабостей перед другими людьми, так как боятся признавать свои недостатки. Несмотря на это, они стараются соответствовать ожиданиям и потребностям людей из своего окружения, чтобы не остаться одинокими. Хотя им важно достичь успеха и быть признанными обществом, они считают себя незначимыми и легко заменяемыми, чувствуя, что их не замечают или не помнят.
Люди со СмутойВголове стремятся мыслить логично и вести себя разумно, это мотивирует их. Однако у них недостаточно способностей к чувствам, интуиции и мечтам. Из-за склонности к рациональному мышлению часто они не чувствуют окружающий мир на эмоциональном уровне. Исключение составляет чувство гнева – они могут выражать его, если посчитают его разумным.
Они используют проекцию и отрицание как способы защиты от сложных чувств. Их ум слишком рационален, а подсознание слишком иррационально, что может приводить к странному поведению, несчастным случаям, травмам и психосоматическим проблемам.
Что касается состояния исследуемых в детском возрасте. В большинстве случаев психическое развитие исследуемых со СмутойВголове характеризовалось как нормальное. Зато проявлялись различные невротические симптомы: сомнамбулизм, судороги, ночные страхи, энурез, заикание, тики, обсессии и страхи, нарушение пищевого поведения, чрезмерная возбудимость и истерики.
В школе были ведомыми и имели посредственные успехи, которые связаны с нарушенным вниманием, плохим запоминанием и усвоением темы. Встречались различные нарушения письма.
Особенности того, как воспитывали детей со СмутойВголове, определенно повлияло на то, какие черты личности сформировались, и эти черты могли привести к возникновению и развитию неврозов во время стрессовых ситуаций. В семьях часто происходили конфликты между членами семьи. Родителей часто раздражали признаки неврологических проблем у детей, но они не воспринимали их как признаки болезни, а видели это как плохие черты характера ребенка (например, непоседливость, возбудимость, плохая память, проблемы с концентрацией внимания и т. д.).
Влияние болезни на работу и карьеру очень важно для социального статуса. Почти треть исследуемых не справлялись с работой и не продвигались по карьерной лестнице из-за своего заболевания.
Пока я сделала для себя такой вывод: как протекает детство, как воспитывают, какая семья и условия жизни, социальное положение, личностные особенности.... Это всё может быть причиной того, что ухудшает проявления и влияет на ход заболевания. Иными словами, при отличных условиях жизни и возможностях течение диагноза может не выказывать агрессивную симптоматику по отношению к близким людям.
И сдаётся мне, что совет психолога о смене хотя бы места обитания оправдан на 100%, хотя для меня трудновыполним и время утеряно.